Виды и типы оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:42, доклад

Описание

В рыночных условиях существенно расширились права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.
Оптовая торговля должна быть гибче и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

Работа состоит из  1 файл

Виды и типы оптовой торговли.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Виды и типы оптовой  торговли

В рыночных условиях существенно расширились права  оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу  и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля должна быть гибче и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, на основании которых выделяют оптовые предприятия общенационального и регионального уровней.

Оптовые предприятия  общенационального уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее стойкость и стратегическую стабильность. Важнейшая их задача – создание необходимой структуры каналов товарооборота, которые предназначены для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также иностранных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия  общенационального уровня реализуют  товары по всей территории нашей страны. К ним относятся предприятия, которые обеспечивают государственные  потребности, а также оптовые  структуры межрегионального характера, которые обслуживают исторические центры производства товаров химической и легкой промышленности, транспортных средств, сельскохозяйственной продукции, виноделия и др. С учетом отмеченного, так должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенационального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального  уровня являются акционерные общества открытого типа со значительной долей  участия государства в их уставных капиталах. Это могут быть государственные концерны.

Оптовые предприятия  общенационального уровня в перспективе  будут составлять основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и оптовых предприятий общенационального уровня, доставляют их оптовым покупателям в зоне своей деятельности. Главная задача их функционирования – обеспечить товарами региональные товарные рынки.

К этой группе оптовых  предприятий можно отнести автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры  крупных розничных предприятий. Они функционируют преимущественно в виде хозяйственных и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распространение различные  объединения. Они могут формироваться  как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых  предприятий может существовать в различных видах. Оптовые предприятия могут быть следующих видов: 
 
- предприятия, которые специализируются на оптовой торговой деятельности и осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы; 
- посреднические оптовые структуры, которые не применяют в своей деятельности перехода права собственности на товар к ним ; 
- организаторы оптового оборота.

Специализированные  на оптовой торговле предприятия  с полным комплексом закупочно-сбытовых операций (независимые оптовые торговцы) должны составлять основу системы оптовых  структур на потребительском рынке. Основной их задачей является создание в среднем звене товарооборота необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут предоставлять различные виды услуг.

Разновидностями оптовых  предприятий с полным комплексом закупочно-сбытовых операций являются дистрибьюторы, дилеры, посылторговцы.

Дистрибьютор – это независимый оптовый посредник, который осуществляет торговые операции от своего имени и имеет право собственности на товар. 
Он специализируется на приобретении товаров у производителей за свой счет и самостоятельно реализует их постоянным клиентам. По своей специализации такой посредник может выступать как:

а) дистрибьютор товаров  промышленного назначения, обслуживающий производителей; 
б) дистрибьютор, который продает товары розничным торговцам.

Основные  функции дистрибьютора:

- изучение рынка,  формирования клиентуры; 
- заключение договоров как с продавцами, так и с покупателями; 
- хранение товаров в собственных или арендованных складских помещениях, освобождая поставщиков и заказчиков от необходимости хранить складские запасы; 
- самостоятельное установление цен на товары, организация их сбыта; 
- предоставление консультационно-информационных услуг, организация рекламы и сервиса.

Дилер – это посредник, осуществляющий перепродажу товаров от своего имени и за свой счет.

Он может быть юридическим  или физическим лицом. Как независимый  предприниматель, дилер чаще всего  имеет дело с покупкой транспортных средств, которые он приобретает за свой счет, но при этом пользуется торговым знаком или коммерческим наименованием фирмы-производителя. Дилер, как правило, продает товары конечным потребителям.

Основными функциями дилера является:

- заключение договора с фирмой-производителем; 
- торговля транспортными средствами или другими товарами, произведенными одной фирмой, иногда и товарами конкурентов; 
- предоставление информации о рынке, ценах; 
- организация рекламы; 
- проведение гарантийного, послегарантийного сервиса реализованных товаров.

Дилерский доход создается  за счет разницы между закупочной ценой товара и ценой его продажи.

Посылторговец – это оптовик-посредник, который занимается реализацией товаров, рассылая каталоги потенциальным покупателям.

Для выполнения своих  функций посредник должен иметь  эффективный вид транспорта.

Используя каталоги, посылторговец помогает промышленным и розничным предприятиям, потребителям иметь информацию о товарном ассортименте. Получив заказ от покупателя, оптовик  высылает скомплектованную партию товаров по почте, автомашиной или другим видом транспорта.

Посреднические оптовые  структуры могут выступать как  предприятия-агенты, предприятия-брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Действуют  они по поручению клиента и  в основном за его счет, не имеют право собственности на товары, которые реализуют.

Агент – это лицо, действующее от имени и в интересах производителя или покупателя (потребителя). Агент не берет на себя право собственности на товары. Основная его функция – содействие процессу купли-продажи.

Различают такие типы агентов:

- агенты производителей  – представляют интересы двух  или несколько производителей  товаров;

- уполномоченные  агенты по сбыта (сбытовые агенты) – получают право на сбыт  и отвечают за маркетинг всей продукции производителей; выполняют функции отдела сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя; они взаимодействуют с производителем на договорных условиях;

- агенты по закупке  – чаще всего занимаются подбором  необходимого товарного ассортимента (например, для мелких розничных торговцев).

Принципал – это лицо, от имени и в интересах которого действует агент. Принципалом может быть: собственник товара, который поручает агенту продать товар; покупатель (потребитель) товара, поручающий агенту купить необходимую продукцию.

Правовой основой  осуществления агентских функций  является агентский договор (соглашение), заключенный между принципалом  и агентом. Агент обязывается  от имени принципала продать (или  купить) товар. Цена, размер агентского вознаграждения и другие условия отмечаются в договоре. Преимуществом использования услуг агента является то, что он дает возможность предприятию увеличивать объем сбыта продукции, помогает выводить новые товары на уже существующие и новые географические рынки, формировать широкие контакты с покупателями.

Брокер – это посредник при заключении соглашений, который специализируется на определенных видах товаров, действует по доверенности и за счет клиентов и получает от них вознаграждение. Деятельность брокеров связана с организацией брокерских контор, бирж.

Брокерская  контора – это юридическое лицо, которое занимается посредничеством на бирже. В зависимости от организационно-правового статуса брокерская фирма может быть создана как частное или коллективное предприятие, структурное подразделение предприятия. Брокерские конторы открываются членами биржи и различаются между собой специализацией. Они могут быть созданы двумя способами: на основе приобретения акций биржи или путем покупки брокерского места.

Комиссионер – это посредник, который за установленное вознаграждение (комиссию) заключает соглашения по доверенности и за счет комитента, но от своего имени.

Правовой основой  регуляции отношений между комиссионером  и комитентом является договор комиссии. Комитент – сторона договора комиссии, которая дает поручение комиссионеру на осуществление за вознаграждение одной или несколько соглашений от имени комиссионера, но за свой счет.

Комиссионер получает от комитента (физического или юридического лица) товар во временное физическое пользование. Устанавливается продажная цена по договоренности и при согласии комитента. После реализации продукции вычитают из выторга комиссионные и расходы, связанные со сбытом, а остаток суммы передается комитенту.

За услугами комиссионеров  обращаются в случае продажи непродовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции. В организационном аспекте комиссионеры могут быть представлены как комиссионные магазины, отделы комиссионной торговли при универмагах, специализированных магазинах. Продавцы мелкорозничных пунктов продажи товаров (павильонов, киосков) также могут брать на комиссию отечественные и импортные товары.

Комитент должен оплатить комиссионеру вознаграждение за проведение комиссионной операции. Размер комиссии устанавливается в виде определенного процента от суммы соглашения.

Информация о работе Виды и типы оптовой торговли