Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:42, доклад
В рыночных условиях существенно расширились права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.
Оптовая торговля должна быть гибче и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
Виды и типы оптовой торговли
В рыночных условиях существенно расширились права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.
Оптовая торговля должна быть гибче и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, на основании которых выделяют оптовые предприятия общенационального и регионального уровней.
Оптовые предприятия общенационального уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее стойкость и стратегическую стабильность. Важнейшая их задача – создание необходимой структуры каналов товарооборота, которые предназначены для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также иностранных производителей и поставщиков товаров.
Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории нашей страны. К ним относятся предприятия, которые обеспечивают государственные потребности, а также оптовые структуры межрегионального характера, которые обслуживают исторические центры производства товаров химической и легкой промышленности, транспортных средств, сельскохозяйственной продукции, виноделия и др. С учетом отмеченного, так должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенационального масштаба и межрегионального характера.
Основной организационно-
Оптовые предприятия
общенационального уровня в перспективе
будут составлять основу формирования
торгово-финансово-
Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и оптовых предприятий общенационального уровня, доставляют их оптовым покупателям в зоне своей деятельности. Главная задача их функционирования – обеспечить товарами региональные товарные рынки.
К этой группе оптовых
предприятий можно отнести
На региональном уровне должны получить распространение различные объединения. Они могут формироваться как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и добровольных оптово-розничных цепей.
Каждый тип оптовых
предприятий может существовать
в различных видах. Оптовые
предприятия могут быть
следующих видов:
- предприятия, которые специализируются
на оптовой торговой деятельности и осуществляют
полный комплекс закупочно-сбытовых операций
с переходом права собственности на товар
к оптовому звену. Это так называемые независимые
оптовые торговцы;
- посреднические оптовые структуры, которые
не применяют в своей деятельности перехода
права собственности на товар к ним ;
- организаторы оптового оборота.
Специализированные на оптовой торговле предприятия с полным комплексом закупочно-сбытовых операций (независимые оптовые торговцы) должны составлять основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Основной их задачей является создание в среднем звене товарооборота необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут предоставлять различные виды услуг.
Разновидностями оптовых предприятий с полным комплексом закупочно-сбытовых операций являются дистрибьюторы, дилеры, посылторговцы.
Дистрибьютор – это
независимый оптовый посредник, который
осуществляет торговые операции от своего
имени и имеет право собственности на
товар.
Он специализируется на приобретении
товаров у производителей за свой счет
и самостоятельно реализует их постоянным
клиентам. По своей специализации такой
посредник может выступать как:
а) дистрибьютор товаров
промышленного назначения, обслуживающий
производителей;
б) дистрибьютор, который продает товары
розничным торговцам.
Основные функции дистрибьютора:
- изучение рынка,
формирования клиентуры;
- заключение договоров как с продавцами,
так и с покупателями;
- хранение товаров в собственных или арендованных
складских помещениях, освобождая поставщиков
и заказчиков от необходимости хранить
складские запасы;
- самостоятельное установление цен на
товары, организация их сбыта;
- предоставление консультационно-информационных
услуг, организация рекламы и сервиса.
Дилер – это посредник, осуществляющий перепродажу товаров от своего имени и за свой счет.
Он может быть юридическим или физическим лицом. Как независимый предприниматель, дилер чаще всего имеет дело с покупкой транспортных средств, которые он приобретает за свой счет, но при этом пользуется торговым знаком или коммерческим наименованием фирмы-производителя. Дилер, как правило, продает товары конечным потребителям.
Основными функциями дилера является:
- заключение договора
с фирмой-производителем;
- торговля транспортными средствами или
другими товарами, произведенными одной
фирмой, иногда и товарами конкурентов;
- предоставление информации о рынке, ценах;
- организация рекламы;
- проведение гарантийного, послегарантийного
сервиса реализованных товаров.
Дилерский доход создается за счет разницы между закупочной ценой товара и ценой его продажи.
Посылторговец – это оптовик-посредник, который занимается реализацией товаров, рассылая каталоги потенциальным покупателям.
Для выполнения своих функций посредник должен иметь эффективный вид транспорта.
Используя каталоги, посылторговец помогает промышленным и розничным предприятиям, потребителям иметь информацию о товарном ассортименте. Получив заказ от покупателя, оптовик высылает скомплектованную партию товаров по почте, автомашиной или другим видом транспорта.
Посреднические оптовые структуры могут выступать как предприятия-агенты, предприятия-брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет, не имеют право собственности на товары, которые реализуют.
Агент – это лицо, действующее от имени и в интересах производителя или покупателя (потребителя). Агент не берет на себя право собственности на товары. Основная его функция – содействие процессу купли-продажи.
Различают такие типы агентов:
- агенты производителей – представляют интересы двух или несколько производителей товаров;
- уполномоченные
агенты по сбыта (сбытовые
- агенты по закупке
– чаще всего занимаются
Принципал – это лицо, от имени и в интересах которого действует агент. Принципалом может быть: собственник товара, который поручает агенту продать товар; покупатель (потребитель) товара, поручающий агенту купить необходимую продукцию.
Правовой основой
осуществления агентских
Брокер – это посредник при заключении соглашений, который специализируется на определенных видах товаров, действует по доверенности и за счет клиентов и получает от них вознаграждение. Деятельность брокеров связана с организацией брокерских контор, бирж.
Брокерская контора – это юридическое лицо, которое занимается посредничеством на бирже. В зависимости от организационно-правового статуса брокерская фирма может быть создана как частное или коллективное предприятие, структурное подразделение предприятия. Брокерские конторы открываются членами биржи и различаются между собой специализацией. Они могут быть созданы двумя способами: на основе приобретения акций биржи или путем покупки брокерского места.
Комиссионер – это посредник, который за установленное вознаграждение (комиссию) заключает соглашения по доверенности и за счет комитента, но от своего имени.
Правовой основой
регуляции отношений между
Комиссионер получает от комитента (физического или юридического лица) товар во временное физическое пользование. Устанавливается продажная цена по договоренности и при согласии комитента. После реализации продукции вычитают из выторга комиссионные и расходы, связанные со сбытом, а остаток суммы передается комитенту.
За услугами комиссионеров обращаются в случае продажи непродовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции. В организационном аспекте комиссионеры могут быть представлены как комиссионные магазины, отделы комиссионной торговли при универмагах, специализированных магазинах. Продавцы мелкорозничных пунктов продажи товаров (павильонов, киосков) также могут брать на комиссию отечественные и импортные товары.
Комитент должен оплатить комиссионеру вознаграждение за проведение комиссионной операции. Размер комиссии устанавливается в виде определенного процента от суммы соглашения.