Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
Введение
Глава 1. Понятие и классификация управленческих решений
1.1. Сущность и характерные особенности решений
1.2. Классификация управленческих решений
Глава 2. Технология разработки управленческих решений
2.1. Структура разработки управленческого решения
2.2. Распределение полномочий, стадии и факторы разработки управленческих решений
2.3. Риск при принятии решений
2.4. Реализация управленческих решений и их оптимизация
Заключение
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
а) экономических;
б) организационных;
в) технологических;
г) технических;
д) экологических и прочих.[5]
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) коллективные.[6]
Предпочтение способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:
а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения
делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.[7]
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.[8]
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.
Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 2.1[9].
Рис. 2.1. Четко структурированное решение[10]
По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.
Слабо структурированное решение представлено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Слабо структурированное решение
Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл.2.1).
Таблица 2.1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения[11]
Фаза | Содержание фазы |
1. Сбор информации овозможных проблемах | 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы | 2.1. Описание проблемной ситуации |
3. Формулирование целей решения проблемы | 3.1. Определение целей фирмы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы | 4.1. Детальное описание объекта |
5. Разработка вариантов решения | 5.1. Расчленение задачи на подзадачи |
6. Выбор лучшего варианта | 6.1. Анализ эффективности вариантов решения |
7. Корректировка и согласование решения | 7.1. Проработка решения с исполнителями |
8. Реализация решения | 8.1. Подготовка рабочего плана реализации |
На практике, разумеется, все проходит не так гладко[12]:
подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;
менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства менеджеров[13]:
априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
определение круга лиц, участвующих в решении;
участие ЛПР в его исполнении;
определение момента решения и его места;
определение методики и калькуляции решения;
задание целей и их относительной важности;
ограничение числа альтернатив;
привлечение лиц определенной компетентности;
контроль хода решения;
предоставление или ограничение информации;
ссылки на аналогичные решения;
моральное и материальное воздействие;
расширение свободы в решениях;
возложение ответственности за решения.
Возможны два направления распределения полномочий:
делегирование полномочий,
централизация решения.
Наиболее типично следующее распределение решений (для западных фирм).
Высокая централизация:
решения по инвестициям,
финансовые решения,
персональные назначения в высшем руководстве.
Ограниченная централизация:
решения по НИОКР.
Ограниченное делегирование:
решения по инвестициям в пределах бюджета,
решение о персонале.
Высокое делегирование:
текущие производственные вопросы,
решения о сбыте продукции.
Делегированию решений способствуют (положительная корреляция):
величина предприятий,
номенклатура продукции,
компьютеризация управления,
динамика НТП,
изменчивость окружающей среды,
приемлемость цен спроса,
межпроизводственная кооперация.
Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (табл.2.2)[14].
Таблица 2.2
Последствия делегирования и централизации решений
Результат | Преимущества делегирования Недостатки централизации | Недостатки делегирования |
Успех фирмы | Улучшение результатов из-за повышения ответственности исполнителей; | Требуется высокая квалификация низших уровней управления; |
Качество решений | Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях; | Недостаточная однородность принимаемых решений; |
Загрузка менеджмента | Разгрузка верхних уровней; | Загрузка подчиненных уровней; |
Координация | Самоопределение подчиненных уровней управления; | Возможность конфликта с нижними уровнями управления; |
Социально-психологические эффекты | Дополнительные возможности развития низших уровней управления; | Перепоручения подчиненным уровням управления (снятие ответственности); |