Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:06, курсовая работа
Роль общения в формировании личности и основных структурных компонентов подчеркивается и известными психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым. Так, Б.Ф. Ломов отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности. Необходимо уделять большее внимание личности как отражению общественных отношений. Это позволяет разрабатывать методы и формы коллективной коммуникации, изучать социально-психологическую природу трудового коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие команды.
Роль общения в формировании личности и основных структурных компонентов подчеркивается и известными психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым. Так, Б.Ф. Ломов отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности. Необходимо уделять большее внимание личности как отражению общественных отношений. Это позволяет разрабатывать методы и формы коллективной коммуникации, изучать социально-психологическую природу трудового коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие команды.
М. Либерман выделил шесть характеристик групп, являющихся уникальными и вызывающих изменения:
Довольно трудно выделить и обозначить все характеристики и групповые явления, которые могут выступать в роли стабилизирующих факторов. Такая попытка была предпринята с использованием метода системного анализа, где группа рассматривалась как целостная система и одновременно учитывались особенности составляющих ее индивидов. Чтобы стать эффективным орудием изменения индивидов, команда сама должна претерпевать изменения. С этой целью необходимо выявить характер проблем у отдельных членов команды, оказать на них как непосредственное, так и опосредованное воздействие путем влияния на структуру и культуру команды с ее нормами, системой ценностей, целями.
Выделяются
относительно устойчивые личностные характеристики
индивидов и относительно устойчивые
характеристики команды, такие как
ее цели, нормы, роли, заданные функции,
атмосфера работы. Среди динамичных
характеристик выделяются переменные
поведения индивидов и «
В
процессе формирования формальной и
неформальной структур и их интерференции
могут возникать многочисленные
конфликты. Конфликт, превращающийся в
проблему, команда пытается разрешить
в ходе дискуссии и классификации
причин возникшей ситуации. В таких
случаях дискуссия часто
На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:
Профессиональная команда состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т.д.), физиологическим особенностям и индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют важное значение для функционирования команды. Каждый член приходит со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, стилем поведения, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и индивидуальными навыками. Исходя из имеющегося опыта (часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сходства со значимыми лицами), индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и соответственно на них реагирует.
Отличаясь уровнем активности, акцентуации иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к воздействию стресса, стремлением к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав команды влияет на поведение отдельных членов и ее функционирования, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации; третьи пополняют свои знания в результате исследовательской деятельности, работы.
Существующие сходства и различия между участниками, в свою очередь, могут вызывать противоположные последствия, в зависимости от цели команды и стоящих перед нею задач.
В
развитых странах удельный вес квалифицированных
работников довольно высок, поскольку
государство и предприятия
В
России квалификация рабочих, инженеров,
специалистов, руководителей производств
явно недостаточна. Базой профессионализма
являются общая культура и уровень
образованности населения. Степень
отставания России от мировых стандартов
квалификации работников приблизительно
соответствует отставанию в области
образования. Чтобы процесс обучения
и квалификационного роста
Ориентация
на потребности конкурентного
Подобная
форма позволяет упростить
Уровень
квалификации работников является важнейшим
компонентом трудового
Реалии бизнеса, которые часто препятствуют созданию команды такие:
1. У каждого сотрудника есть свой индивидуальный план работы, поставленный руководителем. При чем, при реализации данного плана возможна конкуренция с другими сотрудниками.
2. За недостижение планируемых результатов несет ответственность один из сотрудников, например – руководитель отдела, или только тот сотрудник, чей индивидуальный план выполнен хуже других. Возможно также, что результаты у каждого свои и тогда работает принцип «каждый сам за себя» и «моя хата с краю».
3.
При независимых отношениях, каждый
сотрудник несет
4. В конце отчетного периода или в конце проекта премируются избранные. Как вариант, не премируется никто, или премия «от обратного» – некоторые штрафуются.
Процесс создания команды станет намного проще, если:
Изменить систему планирования работы подразделения. Результат один для всех, общий план достижения результата делится на индивидуальные планы для каждого сотрудника, которые увязываются между собой.
Применять
принцип ответственности в
Распределять задания так, чтобы сотрудники работали взаимозависимо и распределяли ответственность между собой. Тогда возможен переход от «я сам» к принципам взаимовыручки и поддержки. Здесь так же важен кадровый резерв в команде – перекрестная подготовка специалистов для того, чтобы темпы работы подразделения не снижались при болезни или отпуске одного из сотрудников.
Правильно
построить систему
Кроме
того, необходимо также уделить внимание
таким аспектам, как частота выплаты
премий (чем меньше разрыв между
концом работы и выплатой, тем эффективнее)
и наличие понятной каждому сотруднику
связи между премией и
Еще одним важным направлением системы премирования, которым в настоящее время многие фирмы, к сожалению, пренебрегают, является нематериальное поощрение, Это и забытые давно отгулы, похвальные грамоты, вымпелы и письма, присоединенные к личному делу, и корпоративные мероприятия (шашлык на природе, поход в кино или театр на премьеру долгожданного спектакля). Обучение за счет компании – так же достаточно сильный стимул, особенно если сейчас зима, а семинар проходит 4 дня в Таиланде или Египте. Также, если у компании есть корпоративное печатное или интернет – издание, в нем могут освещаться успехи подразделения. На наш взгляд, такой PR придаст вес команде, усилит поддержку руководства и увеличит самооценку каждого сотрудника.
Выражение «команда единомышленников» отражает распространенное представление об эффективной группе менеджеров. Однако, как показывают исследования, правильно подобранные «лебедь», «рак» и «щука» могут оказаться гораздо успешнее «родственных душ». У создателя собственной теории ролей Мередита Белбина есть свой взгляд на индивидуальные особенности поведения людей на рабочем месте.
Проблема
подбора людей и распределения
функций в команде связана
с меняющимся характером работы. Ситуация
такова, что большое количество хорошо
образованных и подготовленных соискателей
претендуют на должность, не имея полного
представления о будущих
Дело в том, что люди наряду с квалификацией и опытом обладают различным навыками и талантами, которые трудно идентифицировать. Работодателям важно, как человек, отобранный из достаточного числа квалифицированных кандидатов, проявит себя в работе, каково будет его рабочее поведение. Теория ролей дает такую классификацию и новый язык для обозначения индивидуальных особенностей поведения людей и характерных способов их взаимодействия в команде.
Поведенческих моделей бесконечное множество. Однако диапазон моделей поведения, полезных для работы в команде, ограничен.
Авторитарный
лидер не интересуется командными методами
работы. Сильные лидеры эффективны
только в том случае, когда они
являются талантливыми личностями, несут
обширный пласт информации, имеют
объемный взгляд на ситуацию. Сила таких
лидеров сегодня весьма сомнительна.
Пятьдесят лет назад для
Информация о работе Влияние психологических характеристик индивидов на сплоченность команды