Влияние референтных групп на поведение потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:49, реферат

Описание

На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Сформировавшаяся недавно дисциплина "поведение потребителей" включает в себя эти подходы, исследует потребителей с различных позиций.

Работа состоит из  1 файл

референтные группы.docx

— 37.44 Кб (Скачать документ)
 

 
Предметы первой необходимости

 
Предметы роскоши

 
Публичное потребление

 
Предметы первой необходимости публичного потребления  
Влияние РФ 
1) На тип продукта - слабое (потребляют почти все). 
2) На торговую марку - сильное (марка - символ престижа). 
Примеры: ручные часы, костюм.

 
Предметы роскоши публичного потребления. 
Влияние РФ 
1) На тип продукта - сильное (сам продукт является символом). 
2) На торговую марку - сильное. 
Примеры: автомобили высокого класса, заграничные курорты, драгоценные украшения.

 
Приватное потребление

 
Предметы первой необходимости приватного пользования. 
Влияние РФ 
1) На тип продукта - слабое. 
2) На торговую марку - слабое. 
Примеры: матрас, постельное белье, нательное белье и т.п.

 
Предметы роскоши приватного потребления. 
Влияние РФ 
1) На тип продукта - сильное. 
2) На торговую марку - слабое. 
Примеры: компьютерные игры, кухонный комбайн, электрический нож.


 
           Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя «на крючок», предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем-то, что предлагают конкуренты. 
        С теоретической точки зрения потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека. Фаза потребления характерна для большинства субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. 
         Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяется их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований. В силу этих причин теоретики маркетинга особую роль отводят референтных группам, как «группам влияния» или лидерам мнений, которые в силу своей фактической или видимой приближенности к целевой аудитории влияют на принятие решений о выборе того или иного продукта или услуг. 
          В общепринятом в мировой литературе классификаторе целевых аудиторий лидеры мнений или «группы влияния» стоят на второй позиции после первичной целевой аудитории. Существуют специальные исследовательские технологии и коммуникационные инструменты, направленные именно на данную целевую группу. Кроме того, существуют и инструменты оценки эффективности такого коммуникационного воздействия, к примеру, замеры процента новых покупателей пришедших по так называемой «устной рекламе» - информации от лидеров мнений или референтных групп». Но в России эти технологии пока не получили широкого распространения. 
           Теоретики и практики часто расходятся во мнениях относительно приоритетности данной целевой группы. Авторы множества книг по маркетингу обозначают лидеров мнений как косвенную целевую группу, которую просто необходимо учитывать при планировании исследовательской и рекламной кампании, но после определения характеристик первичной целевой аудитории - непосредственно конечных пользователей. Однако на практике зачастую складывается так, что во время не выявленные «группы влияния» и не проведенная работа с ними сводят на нет все усилия по реализации и оценке коммуникационной стратегии. Это легко можно отследить на примере рекламных кампаний продуктов массового спроса. К примеру, рекламный ролик компании X подробно характеризует конкурентные преимущества товара, дает подробные описательные характеристики, а продажи так и не выходят в стадию роста. Почему? Все происходит по той причине, что для данной категории продукции «группа влияния» (родственники, коллеги) оказалась первичной целевой аудиторией, решающим фактором при формировании рекламной политики, а телевизионный ролик не содержит интересные данной группе посылы. В результате, вместо предполагаемого результата кампании и выхода на ощутимые объемы продаж, отдел маркетинга фиксирует лишь незначительную стадию роста продукции и узнаваемость марки. 
          При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.  
      Поэтому, маркетолог должен стремиться выявить все конкретные референтные группы, оказывающие влияние на поведение потребителя. 
Методы исследования людей, оказывающих влияние включают: 1.Социометрический метод – заключается в проведение опросов, в ходе которых людей просят указать, у кого они ищут совета или информацию при принятии конкретных решений.  
2.Экспертный метод – знающие (опытные) люди указывают, кто из социального окружения оказывает влияние.  
3.Метод самооценки – респондентов просят оценить самих себя как источник информации.   
 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы 
1.     Алёшина И. В. Поведение потребителей. М. «Альпина Бизнес Букс». - М., 2008. 
2.     Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей//Маркетинг, 2001. №6.  
3.     Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.    
4.     Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, «Питер», 2001  
5.     Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. – М.: Финпресс, 2001.  
6.     Голубков Е.П. Изучение потребителей. //Маркетинг в России и за рубежом. 2008. - № 5.  
7.     Зазыкин В. Г. Психология в рекламе М. «Эксмо» - М., 2002.

8.     Ильин В.И. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2000.    
9.  Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2007.

10.  Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб, «Наука» 2006

 11.  Мухина М. К. Изучение стиля жизни и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №3.

 12.  Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Росситер, Л. Перли. - Спб.: «Питер» 2001.  
 


Информация о работе Влияние референтных групп на поведение потребителей