Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:33, контрольная работа
Присоединение России к ВТО позволит создать «прозрачность» и предсказуемость для деятельности как российских, так и иностранных экономических предприятий. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Но нельзя забывать, что за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. Чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СТРАН КО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ВТО 5
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ 8
1.3 УСЛОВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО 9
ГЛАВА II. ВТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО 12
2.1 ХОД ПЕРЕГОВОРОВ 12
2.1.1 Переговоры по тарифным вопросам 13
2.1.2 Переговоры по сельскохозяйственной проблематике 15
2.1.3 Переговоры по доступу на рынок 16
2.1.4 Переговоры по системным вопросам: 16
2.1.5 Таможенный союз 17
2.1.6 Энергетика 18
2.1.7 Финансовые отношения 18
2.2 КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ПЕРЕГОВОРОВ 21
ГЛАВА III. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 25
3.1 ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО. 25
3.2 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПО ВСТУПЛЕНИЮ РОССИИ В ВТО 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
В соответствии с процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
Одним из обязательных условий при присоединении новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения
происходит ратификация национальным
законодательным органом
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Его первый этап заключался в рассмотрении на многостороннем уровне в рамках Рабочей группы (РГ) торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После того, как Россия представила в 1998 году свои первоначальные предложения по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году при рассмотрении членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
В дальнейшем в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 года – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов, ЕС - как один член). С февраля 2007 года в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 года – Саудовская Аравия, в декабре 2007 года членом Рабочей Группы стали ОАЭ и в мае 2008 года – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 стран-членов, а по доступу на рынок услуг – около 30. Итогом данных переговоров стало подписание соответствующих двусторонних протоколов о их завершении.
Согласно с установленными процедурами переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, где проводились переговоры по сельскому хозяйству и обсуждение других не менее актуальных проблем, а также о неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки проходят в Женеве, в Москве или в других соответствующих столицах наших партнеров. [5]
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В рамках процесса по присоединению российская делегация проводит переговоры по семи направлениям.
Их цель – это определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право по применению которых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.
В рамках уже достигнутых двусторонних
договоренностей начальный
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия даже имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. Так как мораторий на пошлины, который был введен еще в 2007 году, и был два раза продлен правительством под давлением ЕС, заканчивает сове действие 1 января 2011 года. А вопрос о продлении моратория формально решает комиссия по защитным мерам во внешней торговли Российской Федерации во главе с вице-премьером Виктором Зубковым.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень «связывания» составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 % и 11,5% .[6]
Отечественные сторонники вступления России в ВТО считают, что членство в организации позволит стране ежегодно добавлять к ВВП один процент. Противники присоединения страны к ВТО опасаются, что это нанесет серьезный ущерб российской промышленности, так как россияне в условиях свободной торговли будут предпочитать импортные товары.
Недавние переговоры первого вице-премьера Игоря Шувалова позволяют окончательно проследить итоговую схему переговоров РФ и ЕС. Итоги будут оглашены только 7 декабря, однако предварительно, как рассказывают собеседники в правительстве, Москва согласилась продлить мораторий на повышение пошлин на 2011 год, а с 2012 года вообще отменить их. В обмен ЕС может согласиться в кратчайшие сроки завершить переговоры, с тем чтобы Россия вступила в ВТО не позднее 31 декабря 2011 года. Таким образом, на пути Москвы в организацию теперь может возникнуть только одна проблема — возможное вето Грузии, которая добивается появления своих таможенников на российско-грузинской границе — в Рокском тоннеле, связывающем Северную и Южную Осетию, а также на границе РФ и Абхазии. Впрочем, Москва надеется, что Запад поможет убедить Тбилиси отказаться от этих претензий. [7]
Кроме обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры затрагивают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.
22 апреля 2008 года состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 года.
23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие бывший Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Он представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год). [8]
В сентябре же на встрече в Женеве представители Минсельхоза пообещали США и еще 19 государствам, что господдержка агропромышленному комплексу России сократится в соответствии с регламентом ВТО. Как рассказала министр сельского хозяйства Елена Скрынник, позиция России, которую поддержали участники переговоров по ВТО, состоит в том, что до 2012 года уровень поддержки останется на текущем уровне - девять миллиардов долларов в год. А с 2013 по 2017 годы она снизится более чем в два раза - до 4,4 миллиарда долларов в год. Кроме того, Россия уже соответствует требованиям ВТО в части отсутствия экспортных субсидий.
Ранее российская сторона
настаивала на том, чтобы как минимум
сохранить текущий объем
Эти переговоры также имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
Накануне нынешнего
Данные переговоры посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
В июне-июле 2008 года было проведено многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.[2]
В середине 2009 года стало известно, что Россия желает вступить в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Решение это было принято на совещании в Москве 9 июня. Все эти три страны не могут стать членами Всемирной торговой организации уже более 10 лет.
Соглашение о Таможенном союзе было подписано еще в октябре 2007 года в рамках более широкого экономического объединения бывших стран СССР - ЕврАзЭс. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 года.
Так и ожидалось, что Таможенный союз трех стран будет создан к 2010 году, когда стороны полностью синхронизируют таможенные пошлины и избавятся от таможни на границах между государствами. Но позднее представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов пояснил, что Россия намерена присоединиться к организации самостоятельно, а члены Таможенного союза "присоединятся к ВТО как отдельные объекты, но синхронизировано и с общей позицией".[2]
9 декабря 2010 года в присутствии двух лидеров гендиректор ООО "Газпром экспорт" Александр Медведев и президент бельгийской компании «Fluxys» Вальтер Пеерер подписали меморандум о взаимопонимании в области подземного хранения газа (ПХГ). "Мы уверены, что получим возможность долгосрочной аренды ПХГ. Этот проект самый удобный и гибкий. Он позволит нам иметь свыше 300 миллионов кубометров активного газа в своем портфеле ежегодно",— пояснил Александр Медведев.
"Газпром" же, в свою очередь, конечно, заинтересован в хранении газа в Бельгии, поскольку ему необходим запас собственного газа для обеспечения спотовых контрактов с потребителями Западной и Северной Европы.
Возможное вступление в ВТО означает, что большей части российских компаний придется резко учиться работать по международным правилам. Причем это касается не только предприятий, но и финансовых организаций.
Именно в этой сфере у России сохраняются значительные различия с мировой практикой, в особенности по двум направлениям — банковскому надзору и вопросам финансовой отчетности. Первым зарубежным партнером России, который обозначил эту проблему, оказался Евросоюз. Именно поэтому в рамках сотрудничества в общем экономическом пространстве Еврокомиссия финансировала ряд проектов, главной целью которых стало сближение финансовых систем РФ и ЕС в плане регулирования.
Одним из главных направлений работы стал вопрос о распространении в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так как все компании в РФ обязаны вести отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) — именно она является основной при взаимоотношениях компании с государством (прежде всего по вопросу налогов). Между двумя системами отчетности есть большие различия, так как МСФО значительно строже (в них, в отличие от РСБУ, заложен принцип консерватизма при оценке финансового состояния компании: расходы оцениваются по максимуму, а доходы — по минимуму).