Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:00, реферат
После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления.
Реферат
по курсу: «Управление качеством персонала»
Тема: Японские методы управления качеством.
Особенности
японского управления
качеством.
После войны в Японию проникли многие методы хозяйственного управления. Однако ничто так прочно не укоренилось в Японии и не нашло такого широкого применения, как управление качеством, которое позднее было реэкспортировано на Запад. За счет специфических особенностей управления качеством уровень качества японской продукции стал самым высоким в мире, и Япония получила возможность экспортировать свои изделия во все страны.
В декабре 1967 г. на седьмом симпозиуме по управлению качеством были названы следующие 6 особенностей японской системы управления качеством, отличающие ее от западной системы.
Сущность
японского управления
качеством.
Что такое управление качеством?
Японская система управления качеством предусматривает перестройку сознания руководителей фирм и предприятий. Это – новый образ мышления в хозяйственном управлении.
В
японских промышленных стандартах дано
следующее определение
Оставив в стороне определение можно выделить несколько признаков, характерных для реализации функций управления качеством:
Заниматься
управлением качеством
Когда в комплексном управлении качеством участвуют все подразделения и все работники фирмы, они занимаются управлением качеством. В широком смысле этого слова, включая регулирование затрат и контроль количества. В противном случае управление качеством невозможно даже в узком смысле. Вот почему комплексное управление качеством также называют всесторонним управлением качеством, массовым управлением качеством и управлением качеством руководства.
Как осуществлять управление?
Тэйлор характеризовал управление следующими словами: «планируй – делай – смотри». Чтобы стал понятнее смысл, который Тэйлор вкладывал в слово «смотри» перефразируем его формулу следующим образом: «планируй – выполняй – проверяй – воздействуй» (PCDA)*. Это то, что называется «кругом управления» (рис. 1). Японский профессор К. Исикава счел целесообразным уточнить действия в этом круге и разделил его на шесть секторов: «Управление следует организовывать на основе шести комплексов мероприятий, которые уже доказали свою эффективность».
1. Определение целей и задач.
Их можно определить на основе стратегии фирмы. Стратегия, или политика, фирмы определяется руководством высшего звена.
Для
выработки стратегии необходимо
четко определить ее отправные моменты
и информационное обеспечение. Директор-распорядитель
является тем человеком, который определяет
главную политику фирмы, но сбором данных,
их анализом и созданием необходимых условий
для реализации этой стратегии должны
заниматься его подчиненные и работники
аппарата. При определении стратегии руководителями
подразделений или начальниками участков
аналогичную работу должны проводить
их помощники и референты.
* Plan - Do – Check - Action
После
определения стратегии
Определяя задачи, необходимо установить конечный срок их выполнения. Кроме того, необходимо определить верхние и нижние границы выполнения задач. Например, должны быть задачи, которые следует решить во что бы то ни стало, а также другие задачи, к решению которых следует стремиться.
Задачи следует определять на основании стоящих перед фирмой проблем. Они должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.
2. Определение
способов достижения целей.
Если цели и задачи установлены, но не определены способы их достижения и решения, управление качеством так и останется голой теорией. Без определения научных и рациональных способов достижения целей ничего добиться нельзя.
На
рис. 2 результат показан с правой
стороны. Получение определенных показателей
качества является целью реализации
системы. Ответвления от основной линии представляют
собой причины. При управлении качеством
причины, приведенные на рисунке, называются
причинными факторами. Совокупность таких
причинных факторов называется процессом
(проектирование, материально-техническое
снабжение, реализация – все это процессы).
Материал Станок Измерения
На рисунке показана взаимосвязь между характеристиками и факторами, поэтому она называется причинно-следственной диаграммой. При управлении качеством нельзя просто поставить задачу и требовать ее безусловного выполнения. Необходимо понять смысл и рычаги управления процессом, овладеть им и создать в рамках этого процесса способы выпуска продукции более высокого качества, постановки более перспективных задач и достижения необходимых результатов.
3. Обучение и подготовка кадров.
Руководители несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных. Обучение не ограничивается оформлением нормативных документов и формальными заседаниями. Руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. После такой подготовки ему можно передать полномочия и предоставить свободу действий. Идеальным управлением является такое, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать. Обучение и подготовка кадров способствует формированию надежных работников.
4. Выполнение работ.
Если
управление будет подчинено описанной
выше процедуре, ничто не будет мешать
решению поставленных задач. Можно
заставить подчиненных
5. Проверка результатов выполнения работ.
Как проверить, гладко ли идет выполнение работы? Отдать распоряжение, дать указание или провести подготовку кадров? Этим не должны ограничиваться обязанности директора-распорядителя, руководящего работника или сотрудника центрального аппарата.
При
осуществлении руководства