Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время рассматривается как основное направление стабилизации и развития экономики, предполагает в качестве первоочередной меры оздоровление финансов и перестройку банковской системы. Успешное осуществление этого процесса во многом определяется развитием маркетинга в банковской сфере, взаимоотношениями, которые будут складываться между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг и т.д. В сфере услуг, куда относится деятельность кредитно-финансовых институтов, к маркетингу начали обращаться в 60-х годах, по мере обострения конкуренции, роста издержек, ухудшения качества услуг.
Закономерности мирового рынка банковских услуг и развитие банковской системы Казахстана
Переход к рыночным
отношениям, который в настоящее
время рассматривается как
Успешное осуществление этого процесса во многом определяется развитием маркетинга в банковской сфере, взаимоотношениями, которые будут складываться между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг и т.д.
В сфере услуг, куда относится деятельность кредитно-финансовых институтов, к маркетингу начали обращаться в 60-х годах, по мере обострения конкуренции, роста издержек, ухудшения качества услуг. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале элемент маркетинга (рекламу), а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано обострением конкуренции в борьбе за клиентов по мере развития финансового рынка, изменениями во внешней среде и множеством других факторов.
В экономической литературе выделяют следующие факторы общих закономерностей развития рынка банковских услуг.
1. Глобализация
банковской конкуренции,
2. Появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений (страховые компании, различные фондах и т.д.), ставших конкурентами банка.
3. Диверсификация
самой банковской деятельности,
т.е. расширение спектра услуг,
4. Развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и, как следствие, расширение применения пластиковых карт и электронных машин в делопроизводстве. Совершенствование технологий особенно коснулось розничной банковской деятельности, где возрастает бумажный поток и стоимость самих операций.
5. Развитие конкуренции
внутри банковской системы, а
также между банковскими и
небанковскими институтами,
6. Ограничение ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанное с государственным регулированием, а также с тем, что существует предельный размер процента, ниже которого банк уже не может получить прибыль. Это выдвигает на первый план проблемы управления качеством банковских услуг и продвижения услуг на рынок.
7. Возрастает
конкуренция в банковской
В западных странах
маркетинг в банковской сфере
формируется на основе многолетнего
богатого опыта маркетинговой
Под влиянием конкуренции и требований клиентов к банковским услугам все большее число банков стало обращаться к маркетингу, чтобы адаптироваться к изменениям внешней средах и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
В Казахстане маркетинг
в банковской сфере только зарождается
и развивается в сложных
Создание в Казахстане двухуровневой банковской системы и образование множества коммерческих банков обусловили более быстрое, чем в отраслях народного хозяйства, формирование конкурентной средах в сфере банковских услуг. Кроме того, в последние годы быстро развиваются различные небанковские учреждения: финансовые, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фондах и др. На казахстанский финансовый рынок входят иностранные банки. Таким образом, формируется рынок покупателей в сфере банковских услуг и начинается борьба за клиентов. Разумеется, успех в этой борьбе будет сопутствовать тем банкам, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, а именно индивидуальность и клиентуру, создать новые потребности в банковских услугах. А это, в свою очередь, настоятельно требует развития маркетинговых служб в банковской сфере Казахстана.
Первоначально банковская система Казахстана формировалась в единой кредитно-банковской системе бывшего СССР, куда входили: 1) Госбанк СССР (самый крупный в стране); 2) Стройбанк СССР; 3) Внешторгбанк; 4) государственные трудовые сберегательные кассы СССР; 5) Сельхозбанк; 6) Промбанк; 7) Центральный банк коммунального хозяйства; 8) Торг-банк. Все они имели разветвленную систему своих территориальных подразделений. В 1983 году в бывшем СССР насчитывалось 4,5 тыс. территориальных учреждений банков СССР.
В Казахстане формирование современной банковской системах шло поэтапно. По мере становления рыночных отношений в экономике республики возникли две проблемы в области банковской реформы: во-первых, несостоятельность действовавшей в стране государственной системы специальных банков; во-вторых, необходимость создания специального банковского законодательства.
Первый этап — реформирование банковской системы Республики Казахстан, которое пришлось на 1988—1991 годы. Он характеризовался реорганизацией государственных отраслевых банков и созданием первых коммерческих банков, стали появляться частные и совместные банки.
Второй этап — 1992-й—конец 1994 года. В этот период Национальный банк Республики Казахстан постепенно переходит к выполнению ряда функций Центрального банка и идет бурное развитие коммерческих банков. Численность банков к октябрю 1994 года достигла 230. Сильным толчком развития коммерческих банков явилось введение собственной национальной валюты — тенге.
Третий этап формирования банковской системы Казахстана начался с января 1995 года и характеризовался уменьшением численности банков в целях повышения надежности банковской системы в Казахстане. Уменьшение количества банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка и усилением конкуренции между банками. В этот период Национальный банк широко использовал такие классические денежно-кредитные инструменты, как:
— регулирование объема кредитов рефинансирования;
— использование уровня ставки рефинансирования;
— использование механизма обязательных резервов;
— проведение операций с государственными ценными бумагами;
— регулирование валютного рынка.
Был введен механизм пруденциальных нормативов: 1) минимальный уставной доход; 2) достаточность капитала; 3) максимальный риск на одного заемщика; 4) коэффициент ликвидности; 5) валютная позиция; 6) резервные требования.
Статья 3. Банковская система Республики Казахстан
1. Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему.
2. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы.
Задачи, принципы
деятельности, правовой статус и полномочия
Национального Банка
Национальный Банк осуществляет регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Регулирующие
и надзорные функции
3. Все иные
банки представляют собой
4. Исключен в соответствии с Законом РК от 02.03.01 г. № 162-II
5. Банк с иностранным участием - банк второго уровня, более одной трети размещенных акций которого находятся во владении, собственности и/или управлении:
а) нерезидентов Республики Казахстан;
б) юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, более одной трети размещенных акций или долей участия в уставных капиталах которых находятся во владении, собственности и/или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц - резидентов Республики Казахстан;
в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц, указанных в подпункте б) настоящего пункта.
5-1. Исламский банк — банк второго уровня, осуществляющий банковскую деятельность, предусмотренную главой 4-1 настоящего Закона, на основании лицензии уполномоченного органа.
Исламский банк не является участником системы обязательного гарантирования депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются системой обязательного гарантирования депозитов.
Особенности создания и деятельности исламского банка установлены главой 4-1 настоящего Закона.
6. Межгосударственный банк - банк, созданный и действующий на основании международного договора (соглашения), учредителями которого являются Правительство Республики Казахстан (или уполномоченный им государственный орган) и правительство (правительства) государства (государств), подписавшее данный договор (соглашение).
На настоящем этапе развития банки все более активно, через свои дочерние организации, проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще
стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании.
За последние годы банковское дело в Казахстане значительно расширило свое поле деятельности, и рынок банковских услуг начал развиваться достаточно прогрессивно. Это во многом обусловлено формированием и развитием института корпоративного управления в области банковского бизнеса. Банки стали предоставлять широкий спектр банковских услуг и осуществлять хороший маркетинг, ориентируя свои продуктах на нужда: конкретных потребителей, потенциальных клиентов. К тому же на рынке наблюдается постепенная активизация деятельности небанковских финансовых организаций, к которым относятся кредитные товарищества, ломбарды, почтово-сберегательная система и другие институты с особыми функциями (ипотечного кредитования и стройсбережений).
На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ признан самым реформированным, финансово устойчивым и динамично развивающимся. Об этом свидетельствуют основные качественные и количественные показатели, характеризующие развитие банковской системы. В республике успешно реализована программа перехода банков на международные стандарты деятельности и создана надежная платежная система, которая максимально приближена к международным стандартам и отвечает всем требованиям, предъявляемым к системе платежей.
Таким образом, в настоящее время в целом работу коммерческих банков Казахстана можно оценить положительно. Их исключительная роль в экономике страны определяет необходимость дальнейшего повышения их финансовой устойчивости, что может быть достигнуто активным развитием банковского маркетинга.
Следует отметить, что в банках Казахстана, как и во всех мировых банках, маркетинг проходит эволюционный путь развития. В подтверждение этого тезиса приведем распределение рабочего времени служащего отдела маркетинга в некоторых казахстанских банках и в странах с высокоразвитой банковской системой.
На эволюционном этапе развития службы маркетинга в банках в основном носят популистский характер, а по мере развития маркетинга в банковской деятельности приобретают более научно-исследовательский характер. Видно также, что маркетологи казахстанских банков в силу своих возможностей пахтаются выполнять почти все общепринятые функции банковского маркетинга.
Однако до уровня структуры рабочего времени службы маркетинга в странах с развитой банковской системой еще далеко. Сказывается нехватка людей с соответствующим опытом, подготовкой, знаниями, особенно для научных исследований, компьютерных программ обработки информации. Пока еще слаба востребованность проведения маркетинговых исследований у руководства.
Тем не менее можно сказать, что
практика маркетинга, пришедшая к
нам из-за рубежа, уже прочно вошла
в сознание банковских работников как
необходимый элемент
Министерство образования и науки Республики Казахстан Семипалатинский Государственный Университет имени Шакарима