Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 06:17, курсовая работа
Банки являются важным звеном в функционировании экономики страны и мировой экономики. Банковская система обеспечивает бесперебойность и высокую скорость процесса общественного воспроизводства, повышает эффективность всего производства.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
Введение
1. Роль банков в мобилизации ресурсов, трансформации сбережений и накоплений производственных инвестиций
1.1. Нормативно – правовая база осуществления банковских операций. Законодательно закреплённые операции и сделки
1.2. Источники собственных и привлечённых средств банка, их структура
2. Организация деятельности банков по размещению банковских ресурсов
2.1. Современное состояние и развитие кредитного рынка в Российской Федерации
2.2. Структура и качество активов банка. Основные виды активных операций и их проблемы
2.3. Стратегия развития банковского бизнеса в России
Заключение
Приложения
Приложение 1 «Количество и структура кредитных организаций»
Приложение 2 «Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала»
Приложение 3 «Крупнейшие банки Российской Федерации»
Библиографический список
Как правило, стоимость обслуживания долговых обязательств банка, т.е. размеры выплат процентов по займам и облигациям, меньше размеров выплат дивидендов по акциям. Следовательно, мобилизация средств посредством выпуска долговых обязательств или получения займов представляет собой более дешевый метод финансирования инвестиционной деятельности по сравнению с дополнительным выпуском и размещением акций. Кроме того, подобный способ получения средств может существенно уменьшить заинтересованность акционеров и в конечном счете вызвать падение курса акций данного банка. А это в свою очередь может существенно ухудшить перспективы и условия получения новых займов.
Выплата процентов по долговым обязательствам включается в себестоимость и вычитается из облагаемой налогом прибыли, относительно небольшая задолженность может положительно сказаться на размерах дивидендов, поскольку в целом увеличение стоимости имущества компании в результате расширения инвестиций, финансируемых с помощью привлеченных (заемных) средств, отвечает интересам, прежде всего собственников данного банка - акционеров.
Но увеличение долга сверх определенного предела потребует изыскания дополнительных средств в результате возможного удорожания кредита. При этом налоговые "выгоды" для акционеров будут значительно меньше
дополнительных затрат. Кредиторы и акционеры "почувствуют" риск банкротства банка, что может привести к падению курса его акций и росту стоимости мобилизации дополнительных средств посредством выпуска долговых обязательств и получения кредита в других банках.
Следовательно, финансовый директор должен предложить совету директоров свои соображения относительно оптимального соотношения размеров долга и собственного капитала, в наибольшей степени отвечающего потребностям и установке на расширение активности и рост операций банка. Это соотношение определяется в зависимости от характера инвестиций и степени их рискованности с учетом соответствующих пропорций, характерных для других кредитных учреждений.
В промышленно развитых странах действуют специальные компании, устанавливающие рейтинг качества облигаций и иных долговых обязательств различных промышленных компаний и банков. Когда подобная Деятельность будет налажена в нашей стране, инвестиционная политика акционерного банка может быть направлена и на поддержание определенного рейтинга своих долговых обязательств и на этой основе - на определение необходимых пропорций между собственными и заемными средствами. Естественно, что рейтинг банка и его долговых обязательств будет определяться не только исходя из финансовых показателей его деятельности, но и с учетом так называемого качества руководства.
Не менее пристального внимания требует и структура долговых обязательств банка: удельный вес краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных обязательств. Финансовый директор должен иметь полную информацию о потребностях и поступлениях средств в течение всего финансового года и на перспективу, с тем, чтобы иметь возможность оптимизации структуры долга.
Что касается еще одного важного фактора - политики в отношении выплаты дивидендов, то она может достаточно существенно варьироваться в разных банках. В условиях развитого вторичного рынка ценных бумаг размеры выплачиваемых дивидендов не всегда оказывают значительное воздействие на курс акций, поскольку акционеры одинаково заинтересованы как в высоком уровне дивидендов, так и в увеличении стоимости имущества банка; в этом случае курс акций возрастает и акционеры могут получать доход не за счет дивидендов, а за счет продажи акций по более высокому курсу. В первые три-пять лет становления и деятельности вновь созданного банка нередко практикуется обязательное реинвестирование дивидендов (согласно уставу).
Тем не менее, информация о размерах дивидендов (фактических и планируемых) может иметь не меньшее значение, чем информация о финансовых показателях деятельности банка, поскольку она дает представление о взглядах совета банка на перспективы его развития.
Роль финансового директора заключается в выработке рекомендаций в отношении политики выплаты дивидендов с учетом долгосрочных потребностей в инвестициях и мобилизации необходимых денежных средств (посредством выпуска облигаций или получения межбанковского кредита). С этой точки зрения политика в отношении выплаты дивидендов представляет собой составную часть процессов финансового планирования и определения деловой стратегии и тактики банка.
Планирование инвестиций предполагает выбор путей мобилизации и размещения финансовых средств на определенный период для обеспечения соответствующего уровня доходности и расширения операций банка.
Поскольку планирование инвестиций представляет собой организационно оформленный процесс, для его осуществления необходимо следующее:
- наличие необходимой информации;
- оценка уровня доходности;
- получение сведений о сроках платежей и поступлении денежных средств;
- анализ затрат и результатов различных инвестиционных проектов, долгосрочного воздействия на деятельность банка различных инвестиционных проектов;
- хорошо отработанный процесс утверждения финансового плана;
- наличие отлаженной процедуры анализа имеющихся результатов и пересмотра действующих планов.
Итак, три основные проблемы стоят перед руководителем финансовой службы: определение оптимального соотношения между размерами долга (заемными средствами) и собственными средствами и определение структуры долга по срокам; разработка политики в отношении выплаты дивидендов; оптимизация структуры инвестиций. Все они составляют основу финансовой стратегии любого банка.
Оценка отдельных направлений инвестиций включает функциональную оценку затрат с использованием метода "затраты-результат", среднего уровня доходности. Она необходима не только в случае вложения средств в оборудование и другие основные фонды, но при любых вложениях средств на срок, в том числе в ценные бумаги.
Уровень доходности инвестиций должен превосходить стоимость издержек по мобилизации средств, необходимых для их осуществления. Вместе с тем нулевая прибыль
от инвестиций в определенные проекты может быть приемлемой, если указанные инвестиции способствуют росту прибыльности других инвестиций. Например, вложения средств в детские сады для сотрудников, организацию питания на рабочем месте, создание условий для отдыха, а также расходы на рекламу, исследования и разработки и т.п.
Развитие активных и пассивных операций коммерческих банков исходя из соображений ликвидности, прибыльности и приемлемого допустимого распределения рисков должно происходить при строгом соблюдении имеющихся законодательных актов, регулирующих соответствующие стороны банковской деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на возможности банков осуществлять вложения средств в те или иные виды активных операций. Такие положения могут иметь характер обязательных для всех банков указаний, касающихся проведения или дальнейшего развития активных операций в целом или их отдельных видов, разрешений на осуществление отдельных видов операций, а также специфических законодательных мер, направленных на стимулирование или ограничение отдельных видов операций путем оказания централизованного воздействия на уровень их прибыльности, риска или ликвидности.
Под законодательными актами обычно понимаются как положения действующего банковского законодательства или регулирования (если таковые имеются), так и отдельные декреты, инструкции, указания органов банковского контроля, имеющие обязательную силу для всех коммерческих банков. Меры, принимаемые органами банковского контроля, могут быть направлены как на оказание прямого воздействия на проведение банками тех или иных операций, так и на создание льготных или дискриминационных условий. Например, для предоставления отдельных видов кредитов, осуществления вложений в те или иные категории ценных бумаг могут предоставляться льготы по их росту или оценке с точки зрения ликвидности. В других случаях эти меры способствуют удорожанию для банков определенного рода вложений. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что банковское регулирование оказывает существенное воздействие на ориентацию активных операций коммерческих банков.
Законодательные акты можно подразделить на регулирующие активные операции в целом, регулирующие их определенные виды или отдельные конкретные операции.
Наиболее распространенным видом общего регулирования является ограничение объема операций коммерческого банка в зависимости от размера его собственных средств. Оно представляет собой установленное в законодательном порядке (Австрия, Люксембург, Германия, Швейцария) или в виде указаний банкам (Великобритания, Франция) соотношение между размером собственных средств каждого отдельно взятого коммерческого банка и общим объемом его активных операций. Такие ограничения, свидетельствующие о пристальном внимании органов банковского контроля рядя стран к обеспечению операций коммерческих банков их собственными средствами, тем не менее, существенно различаются по отдельно взятым странам. Их размеры колеблются от наиболее жестких - 1:10 (в Швейцарии) до 1:18 (в Австрии, Люксембургу, Германии); во Франции аналогичное требование органов банковского контроля, хотя и не получившее воплощение в конкретном законе, определяет это соотношение на уровне не ниже 1:30. Нетрудно заметить, что это уже самое общее ограничение может стать серьезным тормозом для развития кредитных операций коммерческих банков, заметно обострить конкурентную борьбу между ними.
Одним из широко распространенных во Франции и неоднократно применявшихся в Великобритании методов кредитной политики является лимитирование темпов роста кредитных операций банков на протяжении определенного времени, например, в течение календарного года, которое нередко сопровождается применением более льготного режима к стимулируемым правительством видам кредита и гораздо более жесткого - к тем, рост которых государство стремится затормозить в соответствии с проводимой им на данном этапе экономической политикой. Чаще всего под эту категорию подпадает кредитование банками индивидуального потребления. Хотя этот вид кредитования распространяется, как правило, на отдельные виды активных операций, тем не менее, учитывая их удельный вес в активных операциях банков в целом, он оказывает определяющее влияние на развитие активных операций коммерческих банков.
Наряду с общим контролем за объемом банковского кредита в практике банковского регулирования распространено ограничение вложений банков в недвижимость, в капитал различного рода компаний и фирм, ценные бумаги (как в целом, то есть по сумме, так и по видам ценных бумаг), а также размера денежной наличности в кассе и общего уровня ликвидности банковских операций. Регулирование размера денежной наличности банков, включая остатки средств в кассе и на счетах в центральном банке (а иногда и некоторые другие статьи), распространено в подавляющем большинстве развитых стран и является функцией, производной от размера их привлеченных (заемных) средств. При этом, например в США, размер обязательного ”денежного” резерва устанавливается по специальной формуле в определенном проценте от различных видов пассивов (обязательств) банка, и его величина может варьироваться центральным банком (Федеральной Резервной Системой) в установленных пределах, что традиционно является активно используемым инструментом денежно-кредитной политики.
Инвестиции банков в ценные бумаги регулируются как по общему объему или их удельному весу в портфеле банка, так и по структуре, то есть по видам ценных бумаг. Нередко возможности банков в этой области ограничиваются вложениями в государственные и приравненные к ним ценные бумаги. Довольно распространено ограничение инвестиций банков в акции (наглядным примером такого подхода может служить испанское банковское законодательство). Однако, в целом в 80-е и 90-е годы в большинстве развитых стран наблюдается некоторое снижение роли законодательного ограничения таких вложений. С другой стороны, регулирование активных операций коммерческих банков прямо связано с общей экономической политикой каждого государства на соответствующем этапе и распространяется на самые различные виды кредитов: кредитование индивидуального потребления, жилищного строительства, мелкой промышленности и других отраслей экономики, инвестиционные, сельскохозяйственные и экспортные кредиты. При этом в равной мере используются меры как директивного ограничения (лимиты), так и стимулирование (освобождение или установление более льготных лимитов, предоставление государственных гарантий, возможность переучета векселей по льготным ставкам) отдельных видов кредита, то есть меры косвенного воздействия. Подобные методы воздействия на кредитование использовались, например, применительно к экспортным кредитам в Великобритании, Испании, Италии, Франции, в отношении жилищного кредитования во Франции.
Особо необходимо отметить зависимость одного из наиболее важных видов финансирования - международных кредитов - от валютного регулирования различных стран. Так, в 1978 г. в связи с изменением валютного регулирования Великобритании английские банки были вынуждены резко сократить предоставление акцептно-рамбурсных кредитов по экспортным операциям (ранее они имели право предоставлять такие кредиты по экспорту товаров из любых стран, прежде всего из входивших в стерлинговую зону, а с 1978 г. только по экспорту товаров английского производства).
В целях обеспечения стабильности национальных банковских систем законодательством различных стран также предусматриваются лимиты кредитования одного заемщика, а в ряде случаев и представление специальной отчетности по таким кредитам, если их размеры достаточно значительны. В связи с развитием процессов концентрации во всех без исключения отраслях экономики и образование в результате этого тесно связанных между собой торгово-промышленных групп, включающих иногда от нескольких десятков до сотен компаний и фирм, в некоторых странах стало предусматриваться понятие “один заемщик”, охватывающее всю такую группу. Таким образом, законодательно установленный лимит кредитования одного заемщика есть ни что иное, как общая сумма кредитов, которые могут быть предоставлены всем членам указанной группы, вместе взятым. Так, в ФРГ действует правило, согласно которому кредиты одного банка каждой подобной группе не должны превышать 75% собственных средств банка-кредитора.
Информация о работе Активные и пассивные операции коммерческих банков