Анализ денежных систем зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание

Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения. В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают системы двух типов: денежная система России и зарубежная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Понятие денежной системы и ее правовое регулирование

1.1 Правовое регулирование денежного устройства …………………………………4

1.2 Денежная система и виды денег……………………………………………………7

1.3 Элементы денежной системы и эмиссионное право в РФ……………………….12

1.4 Сущность и функции денег…………………………………………………………14

2. Анализ денежных систем зарубежных стран

2.1 Денежная система и денежное обращение США………………………………….17

2.2 Денежная единица и денежная система Японии…………………………………..19

2.3 Денежная единица и денежная система Великобритании………………………...21

2.4 Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран…………….25

Заключение……………………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 90.44 Кб (Скачать документ)

В условиях развитого товарного хозяйства  деньги в функции средства платежа  связывают между собой множество  товаровладельцев, каждый из которых  покупает товары в кредит. В результате разрыв в одном из звеньев платежной  цепи неизбежно приводит к разрушению всей цепи долговых обязательств и  возникновению массовых банкротств товаровладельцев.

Решению ускорения платежей между предприятиями  может способствовать расширение использования  таких видов кредитных денег, как банковские векселя, электронные  деньги и возникшие на их основе пластиковые карточки.

4. Функция денег как средства накопления и сбережения. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят.

В отличие  от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять  стоимость, хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.

При металлическом  обращении эта функция выполняла  экономическую роль стихийного регулятора денежного оборота: лишние деньги уходили  в сокровище, недостаток денег пополнялся за счет сокровища.

Золотое обращение требовало накопления центральными (эмиссионными) банками  золотого запаса, который использовался  для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. Это назначение золотого запаса в настоящее время  отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако золото продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков, казне  государства, правительственных валютных органах.

Величина  золотого резерва свидетельствует  о богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и иностранцев к национальной денежной единице. Золотой запас некоторых стран мира представлен в приложении.

Важное  значение этой функции — стихийно регулировать денежное обращение при господстве знаков стоимости — утрачено: теперь кредитные деньги не могут эластично расширять или уменьшать количество необходимых для обращения денег, как это было при золотых деньгах.

5. Функция мировых денег. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.

Международным покупательным средством мировые  деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между  странами, тогда их оплата производится наличными деньгами. Как всеобщее воплощение общественного богатства  мировые деньги используются при  предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при  выплате репараций победившей стране с побежденной. В этом случае происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ денежных  систем на примере  зарубежных стран 

2.1 Денежная единица  и денежное обращение  США

Одной из особенностей денежной системы США  являлось длительное существование  биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельца  серебряных рудников, но и широкие  круги заемщиков – мелких и  средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем – покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 грамма. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х  годов XIX века правом выпуска банкнот  пользовались многочисленные банки  отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено  так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; том не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы  банкнотной эмиссии, просуществовавшей  в США с 1863 по 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавших банкнот  облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в  пределах купленной им и внесенной  в казначейство суммы облигаций  государственных займов США. Такой  порядок эмиссии создавал благоприятные  условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского  обращения были поставлены в зависимость  от величины портфеля государственных  ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных  банков – Федеральная резервная  система (ФРС). Вся территория США  была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный  резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долларов. Банкноты федеральных  резервных банков – федеральные  резервные билеты – подлежали  размену на золотые монеты и должны были обеспечивать не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями  на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету  от «банков-членов». Все национальные банки обязаны вступить в члены  ФРС; другие банки могли стать  ее членами с разрешения руководства  ФРС. Во главе ФРС был поставлен  Федеральный резервный совет  под председательством министра финансов, в его состав входили  контролер денежного обращения  и членов, назначаемых президентом  США. 

Федеральный резервный акт внес следующие  изменения в денежную систему  страны: 1) он централизовал банкнотную эмиссию и 2) существенно изменил  систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных  ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов особенностью денежной системы  США стало длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это  объясняется прежде всего тем, что  США вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако  и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929-1933 годов. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившем в силу 31.01.1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50% до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долларов за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 до 0,888671 грамма.

По тому же «акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас  федеральных резервных банков передавался  казначейству в обмен на его золотые  сертификаты по старой цене (20,67 долларов за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством  от переоценки золота по более высокой  цене (35 долларов), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долларов для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать  взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных элементов  денежной массы. Закупки серебра  должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного  металлического запаса (золотого и  серебряного). Акт 1934 года был продиктован  интересами серебропромышленников. За 1934 –1942 года казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955-1972 года сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долларов. 
 
 
 

2.2. Денежная единица  и денежная система  Японии

Денежной  единицей в стране служит иена, эмиссию  которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать  под контролем курс иены путем  покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система  частного финансирования, имеющая в  своей основе 13 банков (5 из которых  относятся к числу 10 крупнейших в  мире)1 и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные  финансовые учреждения выдают ссуды  в основном в таких отраслях, как  судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

Развитие  японской экономики в последнюю  четверть ХХ века характеризуется интенсивной  структурной перестройкой. Главные  направления перестройки - это автоматизация  производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных  кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

В Японии принята национальная программа  создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится  финансовой системе.

Прежде  чем рассмотреть финансовую систему  страны, дадим определение финансовой системе в целом.

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании  включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются  в поддержании ее устойчивого  функционирования, реализации государственных  нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые  институты в рамках финансового  сектора включают организации, относящиеся  к банковской системе, а также  к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе  особое место отводится центральным  банкам.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной  финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками  тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять  небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение  сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных  условиях все же не носит абсолютного  характера.  

Наиболее  типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.                                                                                        

Первые  банки современного типа появились  в Японии после 1872 года как частные  «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии  банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который  был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право  эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот  и постепенно изымать находящиеся  в обращении банкноты.

До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании  Закона о Банке Японии 1942 года с  учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил  бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил  силу новый Закон о Банке Японии.

Уставный  капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет. Основные задачи банка заключаются в регулировании:

Информация о работе Анализ денежных систем зарубежных стран