Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:55, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что дальнейшее развитие государства напрямую зависит от доходов федерального бюджета и тенденциями его формирования. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий и реализации экономических задач.

Содержание

Введение 3
1. Структура Федерального бюджета Российской Федерации 4
1.1. Общая характеристика доходов федерального бюджета РФ 4
1.2 Основные виды доходов Бюджета РФ 6
2. Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 7
2.1. Налог на прибыль 8
2.2. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 10
2.3 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 13
2.4. Налог на добавленную стоимость 15
2.5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 16
2.6. Государственная пошлина 17
2.7. Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности 17
3. Оптимизация увеличения доходов бюджетной системы РФ 21
Выводы 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста.doc

— 464.00 Кб (Скачать документ)

В общем объеме вывозных таможенных пошлин 77,3 % прогнозируется получить за счет экспорта нефти и природного газа. Доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2011 году планируются на сумму 2 762,4 млрд. рублей с увеличением до 3 106,1 млрд. рублей в 2013 году. Прогноз поступления указанных доходов в 2011 году превышает уточненную оценку их поступления в 2010 году на  323,4 млрд. рублей, или на 13,3 %. Рисунок 5 представляет доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности.

 Рисунок 5 - Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности.

Поступления в федеральный бюджет в 2011 году доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин на сырую нефть прогнозируются в размере 1 771,9 млрд. рублей с увеличением до 1 913,6 млрд. рублей в 2013 году. Прогноз поступлений этих доходов на 133,7 млрд. рублей, или на 8,2 % больше уточненной оценки поступлений в 2010 году.

Сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в проекте  федерального бюджета на 2011 год рассчитана на основе прогнозных объемов экспорта нефти с учетом необлагаемых объемов нефти, реализуемой при выполнении соглашений о разделе продукции, и средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

Существенным резервом увеличения поступлений от внешнеэкономической деятельности является сокращение задолженности по уплате таких платежей, пеней и штрафов. Сумма указанной задолженности на 1 сентября 2010 года составляла 73,0 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 32,6 млрд. рублей, пеням и штрафам – 
40,4 млрд. рублей. Однако при расчете доходов от внешнеэкономической деятельности дополнительные поступления в результате улучшения администрирования указанных доходов не учтены.

 

  1. Оптимизация увеличения доходов бюджетной системы РФ

Значительные средства не поступают в бюджетную систему из-за сохраняющихся существенных недостатков в налогообложении в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Доля нелегально произведенной  продукции составляет свыше 30 %. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 году в Российской Федерации произведено 113 млн. декалитров водки и ликероводочных изделий,  реализовано -  169,1 млн. декалитров.

Совершенствование налоговой  политики в целях повышения эффективности  системы взимания и администрирования  алкогольной продукции позволит значительно увеличить поступление  акцизов на алкогольную продукцию.

Действующая система  налогообложения при добыче попутного  газа не способствует рациональному  использованию природных ресурсов. Ежегодно в Российской Федерации крупными и средними организациями из недр извлекается около 60 млрд. куб. метров попутного газа, из которых около 30 % сжигается в факелах. В соответствии со статьей 342 «Налоговая ставка» Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение добытого попутного газа производится по налоговой ставке 0 %.

В целях расширения доходной базы федерального бюджета целесообразно в отношении добытого попутного газа установить налоговую ставку на уровне налоговой ставки, применяемой при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья, что позволит ежегодно увеличивать доходы бюджета почти на  
8 млрд. рублей (при действующей ставке 147 рублей за 1000 куб. м).

Сложившаяся система  налогообложения горнодобывающих  предприятий не в полной мере реализует  право собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на недра. В условиях благоприятной рыночной конъюнктуры на цветные и драгоценные металлы реальная налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия остается минимальной и явно не соответствующей прибыли, получаемой собственниками.

Целесообразным является введение простой и эффективной формы взимания налога на добычу полезных ископаемых с использованием специфической ставки в отношении твердых полезных ископаемых, что позволит упростить порядок исчисления указанного налога и повысить эффективность его администрирования.

Недостатки в таможенном законодательстве позволяют участникам внешнеэкономической деятельности занижать базу для исчисления налогов  и таможенных пошлин и уменьшать  платежи в бюджет, нарушать условия  применения таможенных режимов, предусматривающих различные преференции по уплате таможенных платежей, что приводит к значительным потерям федерального бюджета.

В ряде случаев при  применении таможенного режима переработки  на таможенной территории российскими  компаниями-переработчиками основную часть прибыли получали иностранные офшорные компании-собственники ввозимого из-за рубежа на переработку сырья и вывозимого за пределы страны продукта переработки за счет значительной разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и относительно низкой стоимостью услуг российских предприятий по переработке продукта.

Представляется целесообразным ограничить использование этого  режима иностранными собственниками сырья  в целях привлечения российских производителей к закупкам иностранного сырья для дальнейшего экспорта собственной продукции. В целях повышения эффективности применения режима переработки вне таможенной территории предлагается в таможенном законодательстве предусмотреть порядок применения документального способа идентификации вывезенного сырья во ввезенных продуктах переработки.

Нормативная база, регулирующая предоставление льгот по уплате налогов  и пошлин на основании соглашений о разделе продукции, не обеспечивает должный контроль со стороны таможенных органов за правомерностью их заявления участниками внешнеэкономической деятельности. Не определены полномочия и ответственность представителей государства в части контроля объемов углеводородного сырья, подлежащего вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации в рамках реализации соглашений о разделе продукции.

Не установлен порядок  расчета объемов продукции, экспортируемой в рамках реализации соглашений о  разделе продукции с освобождением  от уплаты вывозной таможенной пошлины, не регламентирована процедура подтверждения указанных объемов соответствующим уполномоченным органом.

Решение указанных вопросов позволит повысить качество таможенного  контроля за правомерностью предоставления льгот по уплате налогов и пошлин на основании соглашения о разделе  продукции.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в  качестве вклада в уставный (складочный) капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии, что эти товары относятся к основным производственным фондам, не являются подакцизными и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. В 2008 году сумма льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, составила 529,0 млн. рублей, в 2009 году – 364,9 млн. рублей.

Во многих случаях  целью ввоза отдельными организациями  товаров в качестве уставного (складочного) капитала, являлось не осуществление  производственной деятельности на данном оборудовании, а извлечение коммерческой выгоды путем передачи ввезенного оборудования и транспортных средств во временное пользование (аренду, лизинг) иным лицам. Так, при проверке, проведенной в Северо-Западном таможенном управлении, было установлено, что сумма льгот, предоставленных по товарам, переданным в аренду, составила более 260 млн. рублей.

Необходимо ограничить сферу применения указанной льготы приоритетными сферами деятельности с целью устранения возможности ввоза в качестве уставного (складочного) капитала организаций с иностранными инвестициями морально и физически устаревшего оборудования, а также товаров, которые не отвечают стратегии развития и модернизации промышленного производства Российской Федерации.

 

Выводы

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги и сборы субъектов Федерации;
  3. местные налоги и сборы.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы  в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов.

В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений  в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме  закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

Аккумулируя налоги в  бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”. Принят Государственной Думой 7 июня 1996 года. Одобрен Советом Федерации 26 июня 1996 года.
  2.   Бюджетный Кодекс Российской Федерации [принят Гос. думой 17июля .1998 г. № 145 ФЗ (с изменениями на 27 декабря 2009 года ] – Электронный доступ // http://www.glavbukh.ru/budk/
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [принят Гос. Думой 16.июля.1998г. № 146-ФЗ. (ред. от 29.декабря.2009 г.)]  - Электронный доступ //www.consultant.ru/.../nalog1/
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [принят Гос. Думой 19.июля .2000). (ред. от 27.декабря.2009)] - Электронный доступ //www.consultant.ru/.../nalog2/
  5. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: [федерал. закон принят Гос. Думой 31 окт. 2008 г. № 208 – ФЗ ] – Электронный доступ //..www.consultant.ru/online/base
  6. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: [федерал. закон принят Гос. Думой 07 дек. 2009 г. № 308-ФЗ] – Электронный доступ // ... www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/
  7. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: [федерал. закон принят Гос. Думой 24 ноября 201 г. ] – Электронный доступ // ... http://info.minfin.ru/project_fb_budjet.php
  8. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
  9. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.
  10. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.
  11. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  12. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2010.- 383 с.
  13. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 344 с.
  14. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2009.- 464 с.
  15. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.
  16. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 8-10.
  17. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2010.- № 22.- С. 30-33.
  18. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- № 2.- С. 28-33.
  19. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3-7.
  20. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2010.- №34/П.- С. 3.
  21. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2008. – 240 с.
  22. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2010.- 512 с.
  23. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2010.- 360 с.
  24. Официальный сайт Министерства финансов  Российской федерации – Электронный доступ // ... http://info.minfin.ru/
  25. Сайт федеральной налоговой службы - Электронный доступ // ... www.nalog.ru

 

Приложение 1. Налоговые  доходы

 

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала:

  1. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций.
  2. Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц).
  3. Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок.
  4. Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта), полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.
  5. Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них.
  6. Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса.
  7. Подоходный налог с физических лиц.

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы:

  1. Налог на добавленную стоимость.
  2. Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации.
  3. Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации.
  4. Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию Российской Федерации.
  5. Налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию Российской Федерации.
  6. Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации:
  • спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой;

Информация о работе Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов