Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:14, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
1. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ и его преобразования в свете изменений в БК РФ
1.1. Бюджетное устройство: сущность, виды, основные элементы.
1.2. Сущность бюджетного процесса и его этапы.
1.3. Сравнительный анализ этапов принятия бюджета по старой и новой редакциям БК РФ.
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2010 гг.
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2009 г.
2.2. Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на период 2009-2010 гг.
Заключение
Список литературы
- реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения про
граммно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Данные направления нашли отражение в новой редакции БК РФ, принятой ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.
Статья 184.1. Общие положения
Закон (решение) о бюджете должно содержать основные характеристики бюджета:
- общий объем доходов бюджета (доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета);
- общий объем расходов бюджета (расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета);
- дефицит (профицит) бюджета (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его расходами, профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами).
В законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 184. 1 БК РФ).
В соответствии п. 3 ст. 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливаются названные перечни и показатели.
Законодатель также регламентирует, что в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Законодатель ввел понятие "условно утверждаемые (утвержденные) расходы". Согласно п. 5 ст. 184.1 БК РФ это не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования.
Статья 184.2. Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы, предусмотренные ст. 184.2 БК РФ.
Также могут быть представлены иные документы и материалы, то есть перечень документов и материалов, предусмотренных ст. 184.2 БК РФ, не является исчерпывающим.
Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа
Законодатель закрепил сроки внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа.
Согласно п. 1 ст. 185 БК РФ Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные БК РФ.
Так, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты законов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года.
Проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года.
Проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Статья 186. Расходы на финансирование законодательных (представительных) органов, органов судебной системы, контрольных органов
(Статья утратила силу. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.)
Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения
(Наименование в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.)
Данная статья БК РФ регламентирует порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждение, в соответствии с которым:
- порядок рассмотрения проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов определяется гл. 22 БК РФ;
- бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ (так в соответствии с п. 3 ст. 26.13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формируют и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным Федеральным законом и БК РФ, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. В п. 6 ст. 26.13 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что проект бюджета субъекта Российской Федерации и закон о бюджете субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, а также по проекту бюджета субъекта Федерации и проекту годового отчета об исполнении этого бюджета проводятся публичные слушания);
- местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного орана муниципального образования в соответствии с требованиями БК РФ (согласно ч. 3 ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждают местный бюджет органы местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных БК РФ и названным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации).
Статья 188. Рассмотрение проектов законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и их утверждение
(Статья утратила силу. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.)
Статья 189. Внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации при рассмотрении проектов законов (решений) о бюджете
(Статья утратила силу. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.)
Статья 190. Временное управление бюджетом
Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, то финансовый орган правомочен осуществлять временное управление бюджетом, включающее ежемесячное доведение до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году. Что касается иных показателей, определяемых законом (решением) о бюджете, они применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год. Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.
В п. 2 ст. 190 БК РФ установлены дополнительные ограничения правомочий органа, исполняющего бюджет, в рамках временного управления бюджетом, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года.
Однако перечисленные выше ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.
Статья 191. Внесение изменений в закон (решение) о бюджете по окончании периода временного управления бюджетом
(Наименование в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.)
В целях ограничения временного управления бюджетом и стимулирования исполнительного органа власти по разработке законопроекта о внесении изменения в закон (решение) о бюджете уточняющих показателей, предусматривается, что данный проект закона вносится на утверждение законодательного (представительного) органа в течение одного месяца.
В свою очередь, указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2010 гг.
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ по доходам за 2009 г.
Наименование статьи доходов | Сумма доходов, в млрд.руб. | Структура доходов, в % | Отклонение | |||
в сумме доходов в млрд.руб. | в структуре доходов, в % | |||||
план | факт | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Налог на прибыль организаций | 583,8 | 195,4 | 11,4 | 2,6 | -388,4 | -8,8 |
Налоги и взносы на социальные нужды | 496,4 | 509,7 | 9,7 | 7,0 | 13,3 | -2,7 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1914,5 | 1258,3 | 37,4 | 17,2 | -656,2 | -20,2 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1029,8 | 893,2 | 20,1 | 12,2 | -136,6 | -7,9 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 39,5 | 1006,3 | 0,8 | 13,7 | 966,8 | 12,9 |
Государственная пошлина | 34,5 | 32,7 | 0,7 | 0,4 | -1,8 | -0,3 |
Неналоговые доходы | 297,0 | 3278,9 | 5,8 | 44,7 | 2981,9 | 38,9 |
Прочие доходы | 718,2 | 163,3 | 14,1 | 2,2 | -554,9 | -11,9 |
ИТОГО | 5113,7 | 7337,8 | 100,0 | 100,0 | 2224,1 | 0 |
На основании проведённого анализа видно, что сумма доходов фактических превысила сумму доходов плановых на 2224,1 млрд. руб. Сумма отклонения неналоговых доходов значительно увеличилась (на 2981,9 млрд. руб.), что благотворно повлияло на сумму фактических доходов. Также нельзя не заметить, что сумма прочих доходов не оправдала план на 554,9 млрд. руб., что является отрицательным фактором в формировании бюджета.
2.2. Анализ исполнения федерального бюджета РФ по расходам за 2009 г.
Наименование статьи доходов | Сумма расходов, в млрд.руб. | Структура расходов, в % | Отклонение | |||
в сумме расходов в млрд.руб. | в структуре расходов, в % | |||||
план | факт | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общегосударственные вопросы | 899,8 | 853,1 | 14,1 | 8,8 | -46,7 | -5,3 |
Национальная оборона | 566,7 | 1188,2 | 8,9 | 12,3 | 621,5 | 3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 642,6 | 1004,5 | 10,1 | 10,5 | 361,9 | 0,4 |
Национальная экономика | 789,6 | 1650,7 | 12,5 | 17,1 | 861,1 | 4,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 56,3 | 151,6 | 0,9 | 1,6 | 95,3 | 0,7 |
Охрана окружающей среды | 10,2 | 13,1 | 0,2 | 0,1 | 2,9 | -0,1 |
Образование | 313,6 | 418,1 | 4,8 | 4,3 | 104,5 | -0,5 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 73,0 | 111,6 | 1,2 | 1,1 | 38,6 | -0,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 245,2 | 352,3 | 3,8 | 3,6 | 107,1 | -0,2 |
Социальная политика | 342,7 | 323,5 | 5,4 | 3,3 | -19,2 | -2,1 |
Межбюджетные трансферты | 2423,1 | 3593,4 | 38,1 | 37,3 | 1170,3 | -0,8 |
ИТОГО | 6362,8 | 9660,1 | 100,0 | 100,0 | 3297,3 | 0 |
Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2009-2010 гг