Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

С переходом экономики страны на рыночные отношения бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения, в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации в настоящее время она состоит из трех уровней:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...4
1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федерации……………………………………4
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации………………………………….4
1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации.....6
1.4 Доходы Федерального бюджета…………………………………………………………….8
1.5 Расходы Федерального бюджета…………………………………………………………..11
2. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……………………17
3. Поступление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет за январь-сентябрь 2012 года……………………………………………………………………..22
4. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………………………23
4.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации……………………..23
4.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации…………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

кречитова.docx

— 71.20 Кб (Скачать документ)
    • общеэкономические вопросы;
    • топливно-энергетический комплекс;
    • исследование и использование космического пространства;
    • воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • сельское хозяйство и рыболовство;
    • водное хозяйство;
    • лесное хозяйство;
    • транспорт;
    • дорожное хозяйство;
    • связь и информатика;
    • прикладные научные исследования в области национальной экономики;
    • другие вопросы в области национальной экономики.
  1. жилищно-коммунальное хозяйство:
    • жилищное хозяйство;
    • коммунальное хозяйство;
    • благоустройство;
    • прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
    • другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  1. охрана окружающей среды:
    • экологический контроль;
    • сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
    • охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
    • прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
    • другие вопросы в области охраны окружающей среды;
  1. образование:
    • дошкольное образование;
    • общее образование;
    • начальное профессиональное образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
    • высшее и послевузовское профессиональное образование;
    • молодежная политика и оздоровление детей;
    • прикладные научные исследования в области образования;
    • другие вопросы в области образования.
  1. культура, кинематография, средства массовой информации:
    • культура;
    • телевидение и радиовещание;
    • кинематография;
    • периодическая печать и издательства;
    • прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
    • другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.
  1. здравоохранение, физическая культура и спорт:
    • стационарная медицинская помощь;
    • амбулаторная помощь;
    • скорая медицинская помощь;
    • медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
    • санаторно-оздоровительная помощь;
    • заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
    • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
    • физическая культура и спорт;
    • прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
    • другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.
  1. социальная политика:
    • пенсионное обеспечение;
    • социальное обслуживание населения;
    • социальное обеспечение населения;
    • охрана семьи и детства;
    • прикладные научные исследования в области социальной политики;
    • другие вопросы в области социальной политики.
  1. межбюджетные трансферты:
    • дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);
    • субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • иные межбюджетные трансферты;
    • межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ ст. 21.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных  средств. За счет федеральных налогов  формируется Фонд финансовой поддержки  регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет  равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета -- это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

 

 

 

 

 

2. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирование этой системы и в целом бюджетных отношений, закрепленные в действующем законодательстве.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен гл. 5 БК РФ.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных  БК РФ;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных  бюджетов или без определения  бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих  расходных обязательств;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета  на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно  в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной  власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип полноты  отражения доходов расходов и  источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного  органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов