Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

С переходом экономики страны на рыночные отношения бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения, в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации в настоящее время она состоит из трех уровней:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...4
1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федерации……………………………………4
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации………………………………….4
1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации.....6
1.4 Доходы Федерального бюджета…………………………………………………………….8
1.5 Расходы Федерального бюджета…………………………………………………………..11
2. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……………………17
3. Поступление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет за январь-сентябрь 2012 года……………………………………………………………………..22
4. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………………………23
4.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации……………………..23
4.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации…………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

кречитова.docx

— 71.20 Кб (Скачать документ)

В рамках бюджетной стратегии необходимо конкретизировать долгосрочные базовые  требования к формированию и исполнению финансовых обязательств государства, а также к налоговой системе, поэтапному совершенствованию межбюджетных отношений и повышению эффективности  бюджетных расходов.                 Бюджетная стратегия должна обеспечить предсказуемость реакций бюджетной системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать превентивное применение адекватного набора мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

При формировании бюджетной стратегии  необходимо учитывать как действующие  расходные обязательства, так и  те обязательства, возникновения которых  можно ожидать на основе данных экономических  и социальных прогнозов, оценки перспективного воздействия внутренних и внешних  экономических, социальных и иных факторов.

В бюджетной стратегии необходимо определить механизмы обеспечения  связи между долгосрочными целями государственных программ, конкретными  индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на трехлетний период.

4. Необходимо повысить качество  предоставляемых населению государственных  и муниципальных услуг. Прежде  всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Нельзя идти по пути механического  наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние  годы, достигнутые результаты не удовлетворяют  граждан. Причина состоит в медленном  реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников.

Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств  и несправедливо по отношению  к гражданам, когда одинаково  финансируются организации, предоставляющие  как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и  недобросовестных работников.

Нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача – повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение «эффективного контракта» также призвано повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики.

Этапы перехода к «эффективному  контракту» должны быть увязаны с  конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение  эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

При предоставлении государственных  и муниципальных услуг недопустимо  ориентироваться исключительно  на возможности государственных  и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена  за те же деньги и более качественно  частными организациями, то у них  ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.

Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных сотрудников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными  Указом Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

5. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

Это важно прежде всего для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость бюджетной политики. От определения параметров дальнейшего развития пенсионной системы зависят требуемый объем трансфертов из федерального бюджета и роль Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Доверие инвесторов к политике макроэкономической стабильности повысится, если им будут  понятны условия и источники  финансирования пенсионной системы.

6. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством Российской Федерации  одобрены Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость  налоговой политики государства.

При практической реализации этого  документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции  налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации  должна быть конкурентоспособна по сравнению  с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования  должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы  должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая  нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения  от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными  налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования  документов бухгалтерского учета при  подготовке и представлении налоговой  отчетности.

7. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Социально-экономическая и бюджетная  политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных  институтов, но и от того, в какой  мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы должны содержать  объяснение основных целей, задач и  ориентиров бюджетной политики, обоснование  государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую  информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все  регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном  и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько  средств он получает из всех бюджетных  источников, насколько эффективно эти  средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и  предоставлять возможность участия  граждан в управлении бюджетным  процессом.

Эти и другие задачи решались в  рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершился. Предлагаю Правительству Российской Федерации подвести итоги ее реализации в 2012 году и разработать новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются: единство бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность  использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных  средств, прозрачности, подведомственности расходов, единства кассы.

Федеральный бюджет, принятый российским Парламентом, ориентирован на повышение уровня и качества жизни  населения, на высокие темпы устойчивого  экономического роста. Решение этих стратегических задач невыполнимо  без финансовой стабильности, т. е. поддержания  низкой инфляции и стабильности национальной валюты, а также без дальнейшего  снижения налоговой нагрузки на экономику, устранения излишних административных барьеров в сфере предпринимательской  деятельности, обеспечения экономической  свободы и условий равной конкуренции  для представителей всех форм собственности.

Наиболее важной задачей  бюджетной системы в данной курсовой работе является удвоение ВВП. Для прекращения  роста внутренних цен и обеспечения  условий для их существенного  снижения по сравнению с мировыми (это и есть нечто иное, как  борьба с инфляцией) возможно и необходимо: предельно отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (это элемент так называемого налогового администрирования); провести ревизию цен монополистов, включая цены на электро- и теплоэлектроэнергию; обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

Финансовая политика государства  в социальной сфере требует постоянного  совершенствования. Она направлена на разработку наиболее эффективных  приемов финансирования и инвестирования организаций социальной сферы, а  также стимулирования производственных, коммерческих предприятий, банков, страховых  компаний, общественных организаций, частных  лиц, финансирующих социальную сферу.

Для усиления стабильности бюджетной системы следует в  первую очередь обеспечить стабильность налоговой системы и бюджетных  процедур, предсказуемость структуры  бюджетных расходов, а также возможность  поддержания устойчивости финансового  положения всех уровней государственной власти - от федерального правительства до муниципалитета - как фактора снижения экономических и политических рисков.

Для обеспечения прозрачности бюджетной системы, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации  на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления  закупок товаров и услуг для  государственных нужд. Все уровни власти должны использовать обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять реальную возможность участия в конкурсах  всем производителям соответствующих  товаров и услуг.

 

Список использованных источников:

1. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка - 2-е издание - М.: Юнити - Дана, 2007г. - с. 22-25, 77-85.

2. Варулин С.В., Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в российской Федерации: Учеб. пособие - 2-е издание - М.: КНОРУС, 2006г. - с. 71-73.

3. Врублевская О. В., Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 3-е издание - М.: Юрайт - Издательство, 2004г. - с. 752-758.

4. Годин А.М., Горегляд В.П., Подкорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 4-е издание - М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и Ко», 2007г. - с. 19-35, 98-130, 386-418.

5. Государственные и муниципальные  финансы: Учеб. пособие / Под ред. Поляка Г. Б. - 2-е издание - М.: ЮНИТИ - Дана, 2007г. - с. 63-65.

6. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 4-е издание - М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и Ко», 2006г. - с. 36-44, 79-95.

7. Коваленко А. Ю. Финансы  в схемах и таблицах с комментариями:  Учеб. Пособие. - М.: ЭКСМО, 2006г. - с. 81-98.

8. Финансы: Учебник - 2-е издание / Под ред. В.В. Ковалева - М.: ТК Велби Издательство Проспект, 2006г

Журналы

Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов