Анализ эффективности денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Исследование теоретических основ функционирования Банка России и практический анализ проводимой им денежно-кредитной политики и стали основной целью данной работы.
В соответствии с указанной целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в двухуровневой банковской системе;
2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России;
3. Выявить особенности разработки и реализации денежно-кредитной политики страны и контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России;
4. Рассмотреть проводимую Центральным банком денежно-кредитную политику в 2008 - 2010 году и оценить её результаты.

Содержание

Введение 2
1 Возникновение и теоретические основы функционирования центрального банка 4
1.1 История развития центрального банка 4
1.2 Структура и основы функционирования. Правовой статус центрального банка 6
2 Основные операции и функции центрального банка 11
2.3 Операции центрального банка 15
2.4 Денежно-кредитная политика центрального банка 18
2.5 Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны центрального банка 23
3 Анализ эффективности денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком 28
3.1 Инфляция и экономический рост 28
3.2 Реализация денежно-кредитной политики 31
Заключение 37
Список использованной литературы и источников 38

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_po_finansom.docx

— 96.06 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1 Возникновение  и теоретические основы функционирования  центрального банка 4

1.1 История  развития центрального банка 4

1.2 Структура  и основы функционирования. Правовой  статус центрального банка 6

2 Основные  операции и функции центрального  банка 11

2.3 Операции  центрального банка 15

2.4 Денежно-кредитная  политика центрального банка 18

2.5 Контроль  и надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны  центрального банка 23

3 Анализ эффективности  денежно-кредитной политики, проводимой  центральным банком 28

3.1 Инфляция  и экономический рост 28

3.2 Реализация  денежно-кредитной политики 31

Заключение 37

Список использованной литературы и источников 38

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главным звеном банковской системы любой страны является центральный  банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через  банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической  системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном  рынках. Кроме того, Банк России выполняет  множество различных функций, без  которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяли Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому  данная тема является актуальной и заслуживает более подробного исследования.

Исследование теоретических  основ функционирования Банка России и практический анализ проводимой им денежно-кредитной политики и стали  основной целью данной работы.

В соответствии с указанной  целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующие  задачи:

1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в двухуровневой банковской системе;

2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России;

3. Выявить особенности разработки и реализации денежно-кредитной политики страны и контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России;

4. Рассмотреть проводимую Центральным банком денежно-кредитную политику в 2008 - 2010 году и оценить её результаты.

Таким образом, объектом исследования является центральный банк как главное  звено финансово-кредитной системы, и Банк России в частности.

Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения  поставленных задач. Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Методом работы является изучение законодательных материалов Российской Федерации по данной теме и научно-методической литературы.

Теоретическую основу поставленных в работе задач составляют труды  российских экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, а так  же статистические данные и ресурсы  официальных сайтов сети Интернет.

Структура работы определяется ее целью и поставленными задачами. Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

 

 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 

1.1 История развития Центрального банка

 

Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. в  процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание, происходило, в условиях вступления России в капитализм и было первой из "великих реформ", проведенных в стране Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное особенностями экономического развития России, обусловило генезис Государственного банка как органа экономической политики правительства.

Государственный банк являлся  банком краткосрочного коммерческого  кредита и согласно уставу был  учрежден "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы". В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно  выделить два периода. В течение  первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся  в значительной степени вспомогательным  учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все  делопроизводство по ней, поддержание  государственных ипотечных банков и так далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял  ликвидацию счетов дореформенных банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая началась в 1895 г. и закончилась  в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы  Госбанк получил эмиссионное  право.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-1906 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация  Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним  из влиятельнейших европейских кредитных  учреждений. Он имел огромный золотой  запас, коэффициент которого, за исключением  кризисного 1906 г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование  денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие  в кредитовании промышленности и  торговли.

Во время первой мировой  войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование. Большая  часть его активов накануне Октябрьской  революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка  советского типа.

 

1.2 Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка

 

Деятельность Центрального Банка Российской Федерации (Центрального Банка) регулируется Федеральным законом  "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 27 июня 2002 года. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой.

Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные  заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении  местных органов Центрального Банка.

Таким образом, Банк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы  в каждом административном образовании  страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, областных управлениях) так называемые центральные операционные управления. Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную  ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля, банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

К каждому коммерческому  банку в соответствующем территориальном  подразделении Центрального Банка, а к крупным банкам - в Главном  управлении по надзору за деятельностью  коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка  имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных  Главным управлениям Центрального Банка по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие  банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение  в виде платежного поручения или  сводного платежного поручения расчетно-кассовому  центру, где у каждого коммерческого  банка имеется прикрепленный  операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль над всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.

Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла  бы функционировать: если платежное  поручение выписано на РКЦ, деньги будут  переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти.

Банк России участвует  в разработке прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организации  составления платежного баланса  России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых  случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления Центрального Банка, в котором у  них имеется корреспондентский  счет.

Банк России не может участвовать  в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным  законом. Например, ему разрешено  иметь 51% акций Сберегательного банка  Российской Федерации, участвовать  в капитале Внешэкономбанка и  Внешторгбанка Российской Федерации. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций Центрального Банка России участвовать не имеет  права. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд руб. В  соответствии с федеральным законом  Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и  производит операционные расходы в  пределах полученных доходов.

Органом управления Банка  России является Совет директоров, в который входят Председатель банка  и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются  Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права  занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.

В банковской системе России Центрального Банка Российской Федерации  определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной  собственности и на него возложены  функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка  в рамках единой денежно-кредитной  системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической  стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка  Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Информация о работе Анализ эффективности денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком