Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:56, реферат
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать текущую налоговую политику РФ и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие «налоговая система», выделить основные характеристики и принципы построения налоговых систем;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
Введение
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
1.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
1.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
1.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
1.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Управления
Государственное и муниципальное управление
Реферат
Анализ налоговой системы России
Выполнила: Силантьева Мария УГ-403
Оглавление
Введение
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
1.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
1.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
1.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
1.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Налоговая система Российской Федерации уже в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов, их состав, методики расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования и так далее.
Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.
Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста.
В процессе регулирования территориального развития налоги могут играть роль стимулов и антистимулов размещения производства.
Налоги являются важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
В связи с этим, выбранная тема выпускной квалификационной работы «Налоговая система Российской Федерации: проблемы и перспективы» представляется достаточно актуальной.
В качестве объекта исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать текущую налоговую политику РФ и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие «налоговая система», выделить основные характеристики и принципы построения налоговых систем;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
- проанализировать аналитические данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;
- оценить итоги налоговой реформы, проводимой на территории РФ;
- предложить рекомендации по дальнейшему реформированию налоговой системы Российской Федерации.
Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники и учебные пособия по дисциплине «Налоги и налогообложение», другие литературные источники, затрагивающие вопросы налогообложения, публикации в научных журналах по тематике работы.
В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.
Глава 1. Анализ налоговой системы РФ
1.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.
Таблица 1
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Год/ налоговые доходы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
3135,8 | 3735,2 | 4942,1 | 7058,4 | 8680,8 | 10656,7 | |
Темп прироста | - | +19,11 | +32,31 | +42,82 | +22,99 | +22,76 |
Из таблицы видно, что в период с 2002 по 2007 год наблюдается стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2005 году (142,82 %).
С точки зрения изучения динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется целесообразным представление данных, представленных в таблице 1 в сопоставимых ценах. Для этого используем следующие индексы цен: 2006 год – 1,119; 2005 год – 1,220; 2004 год – 1,353; 2003 год – 1,511; 2002 год – 1,692. Для расчета индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен в 2002-2007 годах. Таким образом, все данные будут приведены к ценам 2007 года.
Таблица 2
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в сопоставимых ценах, в млрд. рублей)
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 3135,8 | 3735,2 | 4942,1 | 7058,4 | 8680,8 | 10656,7 |
Индекс инфляции | 1,692 | 1,511 | 1,353 | 1,220 | 1,119 | 1 |
Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах | 5305,8 | 5643,9 | 6686,7 | 8611,2 | 9713,8 | 10656,7 |
Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах | - | +6,4 | +18,5 | +28,8 | +12,8 | +9,7 |
Таким образом, можно говорить о том, что в 2002-2007 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли практически в два раза. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в текущих и в сопоставимых ценах представлена на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Динамика налоговых доходов в 2002-2007 годах в текущих ценах
Рисунок 3 – Динамика налоговых доходов в 2002-2007 годах в сопоставимых ценах
Из рисунка 2 видно, что в целом в 2002-2007 годах наблюдается достаточно равномерный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший скачок налоговых доходов произошел в 2005 году по сравнению с 2004 годом (налоговые доходы выросли почти на 29 %).
Изучим динамику отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 3135,8 | 3735,2 | 4942,1 | 7058,4 | 8680,8 | 10656,7 |
из них: - налог на прибыль организаций |
463,4 |
526,5 |
867,6 |
1332,9 |
1670,6 |
2172,0 |
- НДФЛ | 358,1 | 455,7 | 574,5 | 707,1 | 930,4 | 1266,6 |
- НДС | 752,9 | 882,1 | 1069,7 | 1472,2 | 1511,0 | 2261,7 |
- акцизы | 264,1 | 347,7 | 247,0 | 253,7 | 270,6 | 254,4 |
- налог с продаж | 50,1 | 56,4 | 6,2 | 0,3 | - |
|
- налоги на совокупный доход | 33,4 | 30,2 | 50,6 | 77,5 | 95,9 | 123,7 |
- налоги на имущество | 120,4 | 137,8 | 146,8 | 253,1 | 310,9 | 411,2 |
- платежи за пользование природными ресурсами | 330,8 | 395,8 | 581,0 | 1001,6 | 1281,6 | 1317,5 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 323,4 | 452,8 | 859,7 | 1622,8 | 2237,4 | 2322,9 |
- единый социальный налог | 339,5 | 364,6 | 442,2 | 267,9 | 316,0 | 405,1 |
- прочие налоги и сборы | 99,7 | 85,6 | 96,8 | 69,3 | 56,4 | 121,6 |