Анализ налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:56, реферат

Описание

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать текущую налоговую политику РФ и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие «налоговая система», выделить основные характеристики и принципы построения налоговых систем;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
1.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
1.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
1.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
1.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф карпович.doc

— 690.00 Кб (Скачать документ)

 

Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ также значительно выросли в период с 2002 по 2007 год – более чем в 4 раза.

Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ приведена на рисунке 11.

 

Рисунок 11 – Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2007 году


Итак, ключевую роль в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ играют три налога – налог на прибыль организаций (32 %), налог на доходы физических лиц (26 %) и единый социальный налог (24 % - поступает в территориальные внебюджетные фонды). Доля остальных налогов пока что не высока.

На рисунке 12 представлено соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

 

Рисунок 12 – Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2007 году

 

Как видно из приведенных данных, большая часть налоговых доходов поступает в федеральный бюджет. Это подтверждает выводы, сделанные в первой главе работы – на настоящий момент существует высокая централизация денежных средств в федеральном бюджете, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов.

Рассмотрим как менялось указанное выше соотношение между налоговыми доходами бюджетов различных уровней в динамике в 2002-2007 годах.


Рисунок 13 – Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах

 

Из диаграммы видно, что соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в анализируемом периоде практически не изменяется.

 

1.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов

 

Также необходимо проаналировать насколько исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года – 2005-2007 года.

 

Таблица 8

Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета в 2005-2007

Показатель

Исполнение, %

2005

2006

2007

Налоговые доходы

102,28

103,71

105,65

Налоги на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ)

108,62

105,99

111,11

Налоги и взносы на социальные нужды

92,41

106,26

96,78

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы)

96,28

97,58

100,78

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

104,23

101,84

102,62

Налоги на совокупный доход

104,67

106,73

104,07

Налоги на имущество

100,76

103,89

106,05

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

105,54

101,23

104,00

Государственная пошлина

101,93

104,67

110,69

Таможенная пошлина

102,12

100,22

101,84

 

Из таблицы видно, что в целом государственный план по налоговым доходам перевыполняется, причем с каждым годом процент его выполнения растет – по итогам 2007 года он был перевыполнен более чем на 5 %. Однако, по некоторым видам налогов и сборов имеет место и недовыполнение плана. Для наглядности представим данные таблицы 8 в виде гистограммы.

 

Рисунок 14 – Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2005-2007 годах

 

Из гистограммы видно, что по большинству налоговых доходов консолидированный бюджет исполняется – значительно перевыполняется план по налогам на прибыль, государственным пошлинам. Регулярное недовыполнение плана имеется по двум группам налогов – налоги и взносы на социальные нужды (в 2005 и 2007 годах, причем в 2007 году план был недовыполнен более чем на 3 %), налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы – в 2005 и 2006 годах). Недовыполнение плана по социальному налогу отмечаем как негативную тенденцию, поскольку социальные внебюджетные фонды являются жизненно важными фондами. За их счет финансируется медицинское обслуживание населения, пенсионное обеспечение и социальные нужды. Недофинансирование внебюджетных социальных фондов может негативно сказаться указанных выше направлениях.


Заключение

 

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной налоговой РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Структурно работа состоит из введения, содержания, трех глава, заключения, списка использованных источников.

В первой главе выпускной квалификационной работе «Налоговая система РФ на современном этапе» рассматриваются понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем, принципы построения налоговой системы РФ, дается детальная характеристика налоговой системы РФ, рассматриваются ее основные проблемы.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Во второй главе «Анализ налоговой системы РФ» проведен анализ налоговой системы страны по следующим направлениям:

- анализ динамики налоговых доходов бюджета – показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах;

- анализ структуры налоговых доходов бюджета – наибольший доход в нашей стране приносят такие виды налогов, как таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами;

- анализ налоговых доходов бюджетных уровней – как налоговые доходы федерального бюджета, так и налоговые доходы бюджетов субъектов РФ демонстрируют положительную динамику; анализ также показал, что большая часть налогов аккумулируется в федеральном бюджете, что ограничивает финансовые возможности и самостоятельность региональных органов власти в принятии решений;

- анализ бюджетного исполнения налоговых доходов – практически все виды налоговых доходов, как показал анализ, исполняются; исключение составили лишь два вида налогов – единый социальный налог и налоги на товары реализуемые на территории РФ (акцизы, НДС).

В третьей главе «Совершенствование налоговой системы РФ» сначала приводится анализ основных итогов реформирования налоговой системы страны, а затем предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:

- постепенное снижение числа налогов и налоговых ставок с целью снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов, что позволит им аккумулировать дополнительные денежные средства на развитие;

- реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога;

- обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;

- совершенствование методик исчисления налогов;

- совершенствование налогового документооборота и др.

За годы реформирования налоговой системы РФ достигнуто уже много положительных результатов, однако для целенаправленного развития нашей страны процесс совершенствования налоговой системы должен быть неотъемлемой частью социально-экономической политики государства.


Библиографический список использованной литературы

 

1. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 299 с.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.

3. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – 655 с.

4. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

5. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.:Питер, 2006. – 416с.

6. Сделать налоговую систему конкурентоспособной: налоговые изменения должны стимулировать создание новых предприятий//Аудит. – 2008. - № 3.-с.8

7. Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы//Экономическая наука современной России. – 2006. - № 2. – с. 21-32

8. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов//Финансы и кредит. – 2007. - № 37. – с. 62-72

9. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – с. 23-31

10. Анализ налоговой реформы в России//Инвестиции в России. – 2006. - № 4. – с. 48

11. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.

12. Налоги по графику. Сегодня Правительство рассмотрит представленный Минфином план по совершенствованию налоговой системы в ближайшие три года//Газета «Бизнес». – 2008. - № 24. – с. 2

 



Информация о работе Анализ налоговой системы России