Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:31, контрольная работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения, инфляция и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций и представляет собой финансовую политику.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Введение 3
1. Содержание, задачи, принципы и элементы финансовой политики госу-дарства 4
2. Нормативно-правовое регулирование и реализация финансовой политики в Российской Федерации на современном этапе 7
Заключение 15
Список литературы 16
Введение 3
1. Содержание, задачи, принципы и элементы финансовой политики госу-дарства 4
2. Нормативно-правовое регулирование и реализация финансовой политики в Российской Федерации на современном этапе 7
Заключение 15
Список литературы 16
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения, инфляция и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций и представляет собой финансовую политику.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, изучать опыт использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, мирового опыта. В процессе проведения финансовой политики важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Финансовая политика любого государства имеет свои конкретные особенности и тенденции развития. В настоящей работе рассматриваются основные тенденции финансовой политики РФ на современном этапе.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Содержание финансовой политики государства охватывает комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики [3].
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии [8].
Финансовая политика в ее широком понимании включает: бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику [2].
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по управлению бюджетной системой. Бюджетная политика строится, исходя из задач социально-экономической и финансовой политики, проводится согласованно с налоговой, таможенной, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой РФ и направлена на обеспечение бюджетными ресурсами органов государственной власти для выполнения ими своих функций.
Налоговая политика – это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.
Таможенная политика – это система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения таможенных формальностей.
Финансовая политика должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта. Принципиальным методологическим вопросом является вопрос о принципах финансовой политики, то есть основных правилах для ее разработки и практической реализации, как основы финансового процесса. Основные принципы финансовой политики, это:
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и др.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации [6].
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях [7].
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Финансовая политика в Российской Федерации в настоящее время направлена на формирование рынка и регулируется в основном финансовым законодательством России, среди важнейших законов которого можно назвать:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- постановления Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и др.
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, т. е. определенной структуры органов управления государственными финансами. В настоящее время общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
- Президент Российской Федерации, Администрация Президента РФ, который регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
- Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Оно устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое обеспечение;
- Правительство Российской Федерации, формирующее федеральный бюджет, выступающее как единый центр управления финансами [5].
Общей стратегической задачей развития России в настоящее время является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. Приоритетными задачами экономической политики являются:
- формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности действия налоговой и таможенной системы;
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;
- сбалансированность бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
- реформирование естественных монополий;
- создание условий для интеграции России в мировое сообщество.
Приоритетные задачи финансовой политики современной Российской Федерации в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, с помощью которой в настоящее время реализуются следующие функции:
- финансовое обеспечение в результате выполнения государством своих функций;
- поддержание финансовой стабильности в стране;
- обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
- создание условий для социально-экономического развития.
Финансовая политика обеспечивает восполнение государственных расходов. Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Информация о работе Анализ основных тенденций финансовой политики РФ