Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:16, реферат
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Каждое звено
финансовой системы в свою очередь подразделяется
на подзвенья в соответствии с внутренней
структурой содержащихся в нем финансовых
взаимосвязей. Так, в составе финансов
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, в зависимости от отраслевой
направленности, могут быть выделены финансы
промышленных, сельскохозяйственных,
торговых, транспортных предприятий и
т. д., а в зависимости от формы собственности
- финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных, частных и
др. Отраслевые и экономические особенности
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, оказывают существенное влияние
на организацию финансовых отношений,
состав формируемых денежных фондов целевого
назначения, порядок их образования и
использования.
В сфере страховых
отношений каждое из звеньев, представленное
особой отраслью страхования, подразделяется
по видам страхования. В составе государственных
финансов группировка финансовых отношений
внутри звеньев осуществляется в соответствии
с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных
звеньев финансовой системы является
государственный бюджет. С его
помощью правительство
Еще одним важным
звеном являются местные финансы, роль
и влияние которых повышается.
Центральную роль в этом звене играют
местные бюджеты, которые не входят в состав
государственного бюджета и имеют определенную
самостоятельность. Местные бюджеты служат
проводником социальной политики центральных
властей.
Внебюджетные
фонды управляются
2.2 Государственные
финансы
Бюджетная система
и бюджетное устройство Российской
Федерации
Государственный
бюджет - главное звено финансовой системы.
Он представляет собой форму образования
и использования централизованного фонда
денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти.
Государственный
бюджет является основным финансовым
планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ как закон.
Новый Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как "форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
БК РФ дает следующее
определение бюджетной системы: "основанная
на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов".
Под бюджетным устройством принято понимать
организацию бюджетной системы и принципы
ее построения.
Бюджетная система
РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень
- федеральный бюджет Российской
Федерации и бюджеты
государственных
внебюджетных фондов;
- второй уровень
- бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов
- 21 республиканский бюджет, 55 краевых
и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов,
бюджет автономной Еврейской
области, городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень
- местные бюджеты (около 29 тысяч
городских, районных,
поселковых и
сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное
устройство РФ определяется ее государственным
устройством - в унитарных государствах
бюджетная система имеет два уровня - государственный
бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Федеральный бюджет
Российской Федерации входит в первый
уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет - основной финансовый
план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным
орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей
России. При составлении проекта бюджета
учитываются не только данные о прогнозируемых
размерах доходов бюджета и необходимых
государственных расходов; бюджет строится
с учетом необходимости осуществления
избранной экономической политики доходов,
можно говорить о финансовой состоятельности
местного самоуправления в России.
Внебюджетные
фонды
Внебюджетные
фонды в финансовой системе России
созданы в соответствии с Законом
РСФСР "Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР" (от
17 октября 1991 г.). Главная причина их создания
-- необходимость выделения чрезвычайно
важных для общества расходов и обеспечение
их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании
внебюджетных фондов принимает Федеральное
Собрание РФ, а также государственные
представительные органы субъектов Федерации
и местного самоуправления. Фонды должны
поддерживать специальными финансовыми
ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного
хозяйства (например, фонды НИОКР), а также
оказывать социальную помощь гражданам
РФ (за счет различно создаваемых социальных
фондов).
Внебюджетные
фонды находятся в
К доходам внебюджетных
фондов относятся:
специальные целевые
налоги и сборы, установленные для соответствующего
фонда;
отчисления от
прибыли предприятий, учреждений, организаций;
средства бюджета;
прибыль от коммерческой
деятельности, осуществляемой фондом
как юридическим лицом;
займы, полученные
фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих
банков.
В Российской Федерации
с 1992 г. начало действовать более
двух десятков внебюджетных социальных
и экономических фондов, в том
числе
с о ц и
а л ь н ы е: Пенсионный фонд
РФ (ПФР), Фонд социального страхования
(ФСС), Государственный фонд занятости
населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды
обязательного медицинского страхования
(ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки
населения и др.;
э к о н
о м и ч е с к и е --
Федеральный и территориальные дорожные
фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы РФ, фонды финансового регулирования
и др.
Рассмотрим подробнее
отдельные фонды.
Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР) -- образован
в соответствии с Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное
учреждение, осуществляющее свою деятельность
по закону в целях государственного управления
пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип
любого пенсионного фонда -- солидарная
ответственность поколений. Он преследует
цель обеспечить заработанный человеком
уровень жизненных благ путем перераспределения
средств во времени (нынешние работники
содержат вчерашних, завтрашние -- возьмут
обеспечение нынешних) и в пространстве
-- где бы человек ни жил (даже за границей),
он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе определенный
прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного
фонда формируются по Положению
о Пенсионном фонде РФ за счет трех
главных источников: страховых взносов
работодателей, страховых взносов работающих
и ассигнований из федерального бюджета.
Часть средств поступает в результате
капитализации (вложений в ценные бумаги)
временно свободных средств. Кроме того,
Фонд привлекает добровольные взносы
юридических лиц. При отсутствии средств
он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы
-- преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками
являются:
работодатели --
российские и иностранные юридические
лица;
крестьянские (фермерские)
хозяйства;
общины малочисленных
народов Севера, занимающиеся традиционными
отраслями хозяйствования;
предприниматели
без образования юридического лица;
граждане, занимающиеся
частной практикой (адвокаты, нотариусы,
охранники, детективы);
работающие граждане,
в том числе пенсионеры и инвалиды;
религиозные объединения
и находящиеся в их собственности
предприятия, объединения, учреждения,
созданные для осуществления
их уставных целей.
Все плательщики
(за исключением работающих граждан)
обязаны зарегистрироваться в ПФР.
Вновь созданные юридические лица и
другие плательщики регистрируются в
качестве субъектов страховых взносов
в тридцатидневный срок со дня их учреждения.
Банки открывают счета плательщикам при
предъявлении ими документов, подтверждающих
регистрацию, что они являются плателыциками
внебюджетного фонда.
Налогооблагаемой
базой для расчета страховых
взносов служит начисленная оплата
труда по всем основаниям для работодателей,
в том числе колхозов, совхозов,
предприятий по производству сельскохозяйственной
продукции, а также граждан, использующих
труд наемных работников, в то время как
для крестьянских хозяйств и граждан,
занимающихся частной практикой, - доход.
Срок оплаты
страховых взносов для
Информация о работе Анализ состояния финансовой системы РФ и направления ее развития