Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:16, реферат
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
- устранить неясности
в Бюджетном кодексе;
- создать группу
для соответствующей доработки
Бюджетного кодекса;
- просить Счетную
палату дать предложения по
этим вопросам.
- увеличить дотации
на выравнивание бюджетной
Другими проблемами
бюджетной системы России являются:
- высокая степень
концентрации финансовых
- действующая
практика формирования
- тенденция переведения
расходов вниз без соответствующего подкрепления
доходами, что приводит к дотации ранее
сбалансированных местных бюджетов;
- принятие федеральными
органами власти таких решений,
- доминирующая
роль регулирующих доходов в
структуре поступлений средств
в региональные и местные
- недопоступления
налоговых платежей, главными причинами
которого стали: ухудшение макроэкономических
и финансовых показателей по сравнению
с принятыми в бюджете; рост неплатежей
в народном хозяйстве; прямое уклонение
от уплаты налогов, укрывательство многими
налогоплательщиками своих доходов (невозможность
контролирования всех малых и средних
предприятий, уход от налоговой полиции
по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются
путем:
Теоретической
разработки и обоснования принципов
построения бюджетной системы Российской
Федерации.
Создания реального
бюджетного механизма, позволяющего воплотить
разработанные принципы на практике.
Разработки и
принятия нормативных актов по разграничению
полномочий и функций между органами
власти разного уровня, распределение
расходов между звеньями бюджетной системы
и видами бюджетов в соответствии с полномочиями
и функциями органов власти разного уровня.
Создания новой
системы меж бюджетного перераспределения
финансовых ресурсов на основе использования
различных форм оказания финансовой
помощи субъектам Федерации и органам
местного самоуправления.
Разработки новых
принципов составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджета
на каждом уровне управления.
Денежно-кредитная
политика должна быть направлена на стимулирование
экономического роста и инвестиций с учетом
опыта других стран .
При этом необходимо
учесть, во-первых, последовательное использование
денежными властями имеющихся у
них механизмов, необходимых для
формирования финансовых ресурсов и
содействующих их дальнейшему направлению
на инвестиции, что должно сопровождаться
реализацией мер по стимулированию спроса
в увязке с выработкой приоритетов экономической
политики в целом.
Во-вторых, особое
внимание должно быть уделено отладке
механизмов, стимулирующих поступление
ресурсов в реальную экономику, создающих
условия для более длительных сроков размещения
средств с одновременным предотвращением
разбалансировки других сегментов рынка
и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо
разработать комплекс мер по удешевлению
формируемой ресурсной базы. Стимулами
и для вкладчиков, и для банков могут быть
более низкие ставки налогообложения
по начисляемым процентам в случае размещения
средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную
роль должен играть механизм гарантий,
особенно актуальный в период, когда
общеэкономическая среда еще
довольно неустойчива и требуется
первоначальный импульс, чтобы сдвинуть
процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными
мерами должны стать действия по уменьшению
долларизации отечественной экономики.
Использование долларов во внутреннем
обороте существенно сужает возможности
мультипликационного расширения средств
и в целом подрывает позиции рубля как
национальной валюты. Помимо объективных
причин, связанных с неясностью экономической
политики, такая ситуация "подпитывается"
и ожиданиями самих участников рынка относительно
дальнейшего номинального обесценения
рубля, поскольку они понимают, что подобная
курсовая политика проводится в целях
стимулирования экспорта (рост валютных
резервов ЦБ фактически свидетельствует
о том, что осуществляются интервенции
в поддержку доллара, не допускающие снижения
его курса). Укрепление экономики и национальной
валюты будет для участников рынка серьезным
стимулом для проведения операций в рублях
и создаст дополнительную основу для инвестиционной
деятельности .
В-шестых, необходимо
последовательно использовать различные
формы рефинансирования (переучета
векселей и пр.), что может способствовать
направлению ресурсов с учетом приоритетов
экономической политики государства.
Все названные
меры должны быть составной частью
экономической политики государства,
направленные на обеспечение национальных
приоритетов развития и создание
условий для устойчивого
На сегодняшний
день существуют следующие проблемы
в сфере территориальных
Во- первых, недофинансирование.
Вторая не маловажная
проблема финансирования дорожного
хозяйства, особенно строительство
новых дорог.
Правительство
РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд.
рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на
себя финансирование федеральных дорог,
т.е. объем субвенций остается примерно
на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей.
Однако Минтранс признает, что нужны, как
минимум, 47 млрд. рублей .
Предполагается,
что в качестве компенсации за
выпадающие доходы региональных дорожных
фондов от отмененных налогов с оборота,
которые составили по ряду субъектов
РФ 15 млрд. рублей, оно передало в
регионы в 2007 году 1,5% налога на прибыль,
акциз на нефтепродукты, создало новый
транспортный налог. Это позволит, по его
мнению, с учетом субвенций, а также 50%
земельного налога, недоимки по налогам
с оборота, профинансировать дорожные
работы на 216,3 млрд. рублей и обеспечить
сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем
уровне.
Предполагаемый
объем налоговых доходов, направленных
на дорожное строительство, имеющих
постоянный характер, составит 168,9 млрд.
рублей. Поступления недоимки по налогу
на пользователей автомобильных
дорог и налогу с владельцев транспортных
средств составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции
из федерального бюджета равны 29 млрд.
рублей .
Способы решения
проблем территориального финансирования:
Тщательная проработка
и анализ проблемы;
Введение дополнительного
финансирования по различным статьям
расходов по регионам, которое позволит
смягчить проблему недофинансирования.
В частности, дополнительное
финансирование непроцентных расходов
в 2006- 2008 гг. на 67 млрд. рублей позволило
субъектам Федерации лучше
Рассмотрим эти
недостатки налоговой системы и постараемся
их проанализировать.
Система создает
два различных налоговых
Первый - финансовый
прессинг - для производителей и
инвесторов, выставляемых в качестве
кормильцев мира;
второй - сравнительно
льготный - для физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность.
Обложение преимущественно
доходов от трудовой и предпринимательской
деятельности с неблагоприятными социальными
и экологическими эффектами, такими
как: рост алкоголизма, загрязнение
окружающей среды. То есть, вместо стимулирования,
снижения экологических, социальных и
экономических издержек, эта система оказывает
негативное воздействие на инвестиционную
активность и на развитие производства
и финансовой сферы, стимулирует рост
теневой экономики .
Необеспеченность
региональных и местных бюджетов естественными
стабильными и значительными источниками
финансирования при существенном усилении
реальных властных полномочий субфедеральных
субъектов.
Налоговая система
не стимулирует повышение
Слабая собираемость
налогов и узкая база налогообложения.
Усложненность
налоговой системы. На сегодня в
России насчитывается вместе с местными
более 100 видов налогов. Громоздкость
налоговой системы выражается в
том, что при отнесении тех или иных налогов
к соответствующей группе, имеет значение
не то, в какой бюджет зачислится платеж,
а органом какого уровня государственного
управления введен и регистрируется порядок
уплаты данного налога.
Система не способствует
эффективному функционированию налоговой
системы и нецивилизованные действия
государства, постоянно меняющего правила
экономической игры. В условиях, когда
ставки налогообложения меняются постоянно,
никакая долгосрочная предпринимательская
деятельность невозможна, так как государство
выступает ненадежным экономическим партнером.
Налогоплательщик
и налоговые органы поставлены в
неравноправное положение.
Главным путем
решения проблемы налоговой системы
является дальнейшее совершенствование
правового регулирования сферы налогообложения.
Задачи в области
стабилизации положения финансовой
системы исполняются различными
компетентными органами, министерствами,
ведомствами, банками. Специальная
денежно-кредитная политика проводится
Центробанком и Правительством РФ.
Недавно принятой мерой явилось снижение
ставки рефинансирования до 12%.
Необходимые мероприятия
в рамках федеральной политики восстановления
экономики и финансовой системы
проводятся, в частности, и кредитными
организациями.
Внешэкономбанк,
начиная с осени 2008 года, в полном объеме
и в соответствии с законом выполняет
задачи по стабилизации финансовой системы
России. По данным ИТАР-ТАСС, Президенту
РФ Дмитрию Медведеву доложил об этом
председатель госкорпорации Владимир
Дмитриев.
«Мы уже получили
решение министерства финансов и нашего
наблюдательного совета о работе с 175 миллиардами
рублей из Фонда национального благосостояния»,
- сообщил В.Дмитриев на встрече с главой
государства в его загородной резиденции.
Он также отметил,
что «ВЭБ и за счет собственных средств
присутствует на рынке и решает эту задачу
по стабилизации обстановки». «Это, правда,
не входит в задачи, поставленные законом,
- уточнил В.Дмитриев. - Мы участвуем в санировании
двух крупных российских банков, входящих
в 50 крупнейших российских банков. Это
Связь-банк и Глобэксбанк».
«По Связь-банку
мы в полном объеме использовали ресурс,
который нам был предоставлен
Центральным банком, - 2,5 миллиарда
долларов», - добавил он. По его словам,
эти средства пошли на «расшивку»
платежей и обеспечили выполнение всех
обязательств Связь-банка перед вкладчиками,
перед юридическими лицами, в том числе
бесперебойное перечисление пенсий. «А
это - 15 миллионов пенсионеров, пенсии
которых выплачиваются через систему
Связь-банка», - сказал В.Дмитриев.
Таким образом,
ВЭБ в полном объеме и в соответствии
с законом и другими
Итак, можно сказать,
что только при комплексном подходе
к проблеме совершенствования и стабилизации
финансовой системы России можно добиться
желаемых результатов, т.е. сформировать
современную социально ориентированную
финансовую систему, исправно функционирующую
в условиях рыночных отношений.
Информация о работе Анализ состояния финансовой системы РФ и направления ее развития