Антикризисное регулирование состояния предприятий в современных условиях развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:14, реферат

Описание

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Как известно, регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы антикризисного регулирования
1.1 Сущность, система, принципы антикризисного регулирования
1.2 Правовая основа антикризисного регулирования
1.3 Меры антикризисного регулирования
Глава 2. Государство и антикризисное регулирование
2.1 Методы государственного воздействия на состояние предприятий
2.2 Роль государства в антикризисном регулировании
Глава 3. Рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Антикриз.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Дисциплина: Антикризисное управление

     на  тему:

     Антикризисное регулирование состояния предприятий  в современных условиях развития экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2011 г. 
Содержание
 
 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы антикризисного регулирования

1.1 Сущность, система, принципы антикризисного регулирования

1.2 Правовая основа антикризисного регулирования

1.3 Меры антикризисного регулирования

Глава 2. Государство и антикризисное регулирование

2.1 Методы государственного воздействия на состояние предприятий

2.2 Роль государства в антикризисном регулировании

Глава 3. Рекомендации

Заключение

Список литературы 

 

      Глава 1. Теоретические основы антикризисного регулирования 

     1.1 Сущность, система, принципы антикризисного регулирования 

     Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Как известно, регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

     Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической  методики исследований, привлечение  высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также  разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

     правовое  — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

     методическое  — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в  случае возникновения факта несостоятельности;

     информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

     экономическое и административное — применение эффективных мер и методов  воздействия на экономику с целью  ее стабилизации;

     организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

     социальное  — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих  мест для них, их переподготовке, выплате  пособий;

     кадровое  — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

     экологическое — защита окружающей предприятия  природной среды от загрязнения  в результате осуществления ими  своей деятельности.

     Система антикризисного регулирования включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

     Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.

     Механизмами (энергией), приводящими данную систему  в действие и обеспечивающими  ее функционирование, являются: выработка  стратегии, политики и принципов  антикризисного регулирования и  учреждение его участников; наработка  законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

     Стратегия антикризисного регулирования — генеральное направление стабилизации экономического развития с целью реализации стратегии преобразования общественной жизни страны.

     Политика  антикризисного регулирования — это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию экономической ситуации, поверженной в кризис, на формирование механизма регулирования, способного своевременно влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

     С 2000 г. реализуется новая концепция государственной политики в области банкротства и финансового оздоровления предприятий, суть которой состоит в усилении влияния государства на экономические процессы, протекающие в стране, в результате более эффективного применения цивилизованных мер гражданско-правового характера в отношении должников.

     Основная  задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:

     создание  правовой основы цивилизованных предпринимательских  отношений в условиях несостоятельности  предприятий;

     ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

     предоставление  честным должникам возможности  возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;

     сохранение  перспективных предприятий, имеющих  временные финансовые трудности, и  оказание им помощи;

     введение  системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и  экономической деятельности государства  при банкротстве предприятий;

     защита  предприятия от влияний споров и  тяжб, приводящих к ускорению его  развала;

     защита  интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам  кредиторов;

     справедливое  распределение конкурсной массы, которая  составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже. 

     1.2 Правовая основа антикризисного  регулирования 

     К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного регулирования. Приняты следующие важные документы:

     федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)»  и «Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной  промышленности», в которых сформирована система антикризисного регулирования, распоряжение ФСДН России «Об утверждении разъяснения в вопросах, связанных с применением процедур банкротства» №40-р от 11 ноября 1999 г.;

     Указ  Президента РФ №651 от 25 мая 1999 г. «О структуре  федеральных органов исполнительной власти»;

     Постановление Правительства РФ «О ходе выполнения и задачах Правительства по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране» №1081 от 28 августа 1997 г.; Программа Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 —2000 годах» и др.;

     Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации №301 от 4 апреля 2000 г.

     В настоящее время продолжается разработка пакета законов по антикризисному регулированию экономикой, в том числе: «О финансовом оздоровлении предприятия, организации», который позволит эффективно проводить финансовое оздоровление и реструктуризацию предприятий, не прибегая к применению процедур банкротства; «Об административной ответственности за правонарушения в сфере управления организациями» (он устанавливает административную ответственность менеджеров за ненадлежащее управление делами организаций вплоть до лишения права занимать руководящие должности в течение определенного срока); «Об экстренных мерах по выводу из кризиса национальной промышленности России», «О мерах по восстановлению оборотных средств предприятий», «Об основах ценовой политики в Российской Федерации», «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов» и т.д.

     Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.

     1. Федеральная служба России по  финансовому оздоровлению и банкротству  (ФСФО России), реорганизованная  из бывшей ФСДН России в  соответствии с Указом Президента РФ № 651 от 25 мая 1999 г., которую на региональных уровнях представляют следующие организации:

     • 13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению — Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Южная (в их составе в каждом областном и краевом центре функционируют территориальные агентства); такая организационная структура позволяет принимать решения о судьбах несостоятельных предприятий с учетом социально-экономической ситуации, преодолевая местнические интересы субъектов Российской Федерации;

     • два территориальных органа Свердловской и Московской областей.

     ФСФО  России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, проводит государственную политику по предупреждению банкротств, обеспечивает условия реализации процедур банкротства, обеспечивает защиту интересов государства при решении вопросов о несостоятельности предприятий, осуществляет внешний мониторинг финансового состояния экономически и социально значимых предприятий, участвует в разработке федеральных и межгосударственных программ по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, организует привлечение инвестиций, вносит предложения по приватизации государственных предприятий-должников, влияет на принятие решений об отстранении от должности руководителей этих предприятий, участвует в разработке мер по социальной защите работников несостоятельных предприятий, участвует в процедурных вопросах, касающихся этих предприятий, издает журнал «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».

     2.Федеральная  (центральная и территориальные)  межведомственная балансовая комиссия  по финансовому оздоровлению, в  состав которой входят специалисты департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков.

     Коллегии  уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление контроля исполнения обязательств перед кредиторами.

     Некоммерческое  партнерство «Российская гильдия  профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) — объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет трехзвенную организационную структуру: территориальный, межрегиональный и федеральный уровни.

     Образован Попечительский совет Гильдии, в  состав которого вошли наиболее авторитетные руководители министерств и ведомств, прямо либо косвенно занимающиеся финансовым оздоровлением и банкротством предприятий, члены Государственной Думы, Совета Федерации, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка России.

Информация о работе Антикризисное регулирование состояния предприятий в современных условиях развития экономики