Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:14, реферат
Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Как известно, регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.
Введение
Глава 1. Теоретические основы антикризисного регулирования
1.1 Сущность, система, принципы антикризисного регулирования
1.2 Правовая основа антикризисного регулирования
1.3 Меры антикризисного регулирования
Глава 2. Государство и антикризисное регулирование
2.1 Методы государственного воздействия на состояние предприятий
2.2 Роль государства в антикризисном регулировании
Глава 3. Рекомендации
Заключение
Список литературы
- экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;
- административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.
1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:
в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий;
в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.
2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики.
3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов.
Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства влияет на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.
4.
Научно-техническая политика
5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.
6. Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики.
8.Прогнозирование
и планирование занимают не
последнее место в системе
государственного
9.Ценовая
политика состоит в
10.Внешнеэкономическая
политика предполагает
11.
Социальная политика является
одним из важнейших
12.
Антикризисное регулирование — многогранная
функция менеджмента, состоящая в использовании
правительством всех уровней имеющихся
в его распоряжении полномочий по всему
фронту экономики с целью ее стабилизации.
2.2
Роль государства в антикризисном регулировании
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
Государство
формирует такую основу для развития,
защищая и охраняя права
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.
Динамика
выхода из кризиса, а затем и экономического
роста определяется не силой государства,
а эффективность косвенного воздействия
и регулирования
Эта
функция государства реализуется путем
развития демократии, поддержания социально
ориентированного характера реформ, осуществления
политики в интересах общества в целом,
а не какихлибо групп и элит. Речь идет
об интеграции государственной власти
в структурный механизм общества, предполагающий
регулярную смену администраций в соответствии
с волей избирателей и защищающий общество
от монополизации власти. Решить эту задачу
можно лишь при наличии государственного
и общественного контроля за властью.
Для приведения в действие социальных
факторов, получения их максимальной отдачи
необходимо обеспечить ряд условий: развитие
законодательной базы и эффективных механизмов
исполнения всеми законов, формирование
механизмов, обеспечивающих разрешение
социальных противоречий, поддержание
экономической безопасности, политической
стабильности, ориентации на правовую
защиту личности, социализацию хозяйственной
деятельности.
Литература