Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.
Структура
специализированных банков была построена
по административно-
Коммерческие
банки, отделенные от Госбанка, обычно
функционировали как
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.
После
получения суверенитета, в декабре
1990 г., Казахстан сразу же приступил к созданию
собственной банковской системы, отвечающей
требованиям рыночной экономики. Уже в
январе 1991г. был принят Закон " О банках
и банковской деятельности в Казахской
СССР", что было, по существу, началом
банковской реформы в стране. Республиканский
Государственный банк был преобразован
в Национальный банк, Республики Казахстан
с областными управлениями и отделениями.
Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий
банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий
банк - Агропромбанк Республики Казахстан,
Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий
банк Алембанк, Республиканский Сбербанк
— в акционерно-коммерческий — Сбербанк
Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки
были преобразованы в акционерные банки,
а Сбербанк переименован в Народный банк
Республики Казахстан.
Банковская
реформа в Казахстане
с 1991 г.
Необходимость
проведения реформы
банковской системы
В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.
Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.
Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями.
В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.
Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам.
Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.
Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов.
Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора их ликвидности привело к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков.
Политика низких процентных ставок не позволяла банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и население предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах. Предприятия наращивают товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы - гораздо лучшая защита от инфляции, от обесценения денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия.
Отрицательное влияние на характер распределения кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями.
Широко практиковалась выдача льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации.
Централизованные кредиты на целевые правительственные программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд. тенге 76% приходилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым; банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате средняя процентная ставка по предоставляемым централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен в тот год был определен, на уровне 2269,8%.
При
проведении массового клиринга долгов
предприятий Нацбанк также
Хотя
вышеназванные кредиты
В
общей сумме кредитных
В результате структура кредитных вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.
Начавшийся в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в целом. Многие предприятия вынуждены были резко снизить производство продукции, некоторые вообще остановить производство. Применялись в расчетах бартер, предварительная оплата за товары и услуги.
На 1 января 1991 г, неоплаченные в срок расчетные документы составили 5 млн. тенге, а на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге, а на июнь 1992 г. - 384 млн. тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5 млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банкой возросла с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в 135 раз.
Такое
явление объясняется рядом