Банковская система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

БанковскаяСистемаРК.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

     Структура специализированных банков была построена по административно-территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме Сбербанка), несмотря на специализацию, обслуживало всю клиентуру данного района. По существу специализация банков выражалась только на уровне управления, а низовые учреждения превратились в универсальные кредитные учреждения. Они обслуживали клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех отраслей.

     Коммерческие  банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий.

     В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в  кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.

     В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить  переход банковской системы к  ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.

     Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.

     После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан. 

 

      Банковская  реформа в Казахстане с 1991 г. 
       

         Необходимость проведения реформы банковской системы 

     В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.

     Необходимость проведения реформы банковской системы  в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.

     Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи  и расчеты между предприятиями  и организациями.

     В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику  Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.

     Вообще  недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.

     Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам.

     Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для выплаты  зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.

     Таким образом, соединение политики прямого  кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов.

     Прямое  кредитование специализированными  банками своих предприятий без  разбора их ликвидности привело  к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков.

     Политика  низких процентных ставок не позволяла  банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и население  предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах. Предприятия наращивают товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы - гораздо лучшая защита от инфляции, от обесценения денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия.

     Отрицательное влияние на характер распределения кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями.

     Широко  практиковалась выдача льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации.

     Централизованные  кредиты на целевые правительственные  программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд. тенге 76% приходилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым; банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате средняя процентная ставка по предоставляемым централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен в тот год был определен, на уровне 2269,8%.

     При проведении массового клиринга долгов предприятий Нацбанк также предоставлял субсидированные льготные кредиты предприятиям-должникам. В 1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных кредитов. Основная часть кредитов оставалась непогашенной.

     Хотя  вышеназванные кредиты предоставлялись  на улучшение финансового состояния предприятий, они превратились в инструмент финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставков по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способствовало финансовым спекуляциям.

     В общей сумме кредитных вложений  значительный вес имеет кредит правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. - 1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита.

     В результате структура  кредитных  вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.

     Начавшийся  в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику  в целом. Многие предприятия вынуждены  были резко снизить производство продукции, некоторые вообще остановить производство. Применялись в расчетах бартер, предварительная оплата за товары и услуги.

     На 1 января 1991 г, неоплаченные в срок расчетные  документы составили 5 млн. тенге, а  на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге, а на июнь 1992 г. - 384 млн. тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5 млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банкой возросла с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в 135 раз.

     Такое явление объясняется рядом причин и в первую очередь неэффективностью системы платежей, а также проблемами кредитного рынка. Особенно они проявились, когда Национальный банк в начале 1992 г. начал ограничивать выдачу кредитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задерживались на полгода и больше. Под угрозой оказались все предприятия, как здоровые, платежеспособные, так и неплатежеспособные.

Информация о работе Банковская система РК