Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:46, доклад
Банковский сектор России в настоящее время находится в стадии стабилизации: всё шире среди населения распространяется потребительское кредитование; растут потребности физических и юридических лиц в быстрых и надёжных денежных переводах как внутри России, так и за её пределы; всё чаще можно встретить людей, применяющих для своих расчётов пластиковые карты; предприниматели в целях наращивания объёмов бизнеса зачастую используют на различных его этапах заёмные средства; частные лица и организации нередко становятся участниками рынка ценных бумаг.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы банковской системы РФ……………..………..................................................................................5
1.1.История возникновения и роль банковской системы………………5
1.2.Сущность и функции банковской системы РФ…………………….9
1.3.Структура банковской системы РФ…………………..……….......11
Глава 2. Состояние банковской системы РФ в посткризисный период…………………………………………………………..………...15
2.1.Воздействие кризиса на банки РФ………………………………….15
2.2.Перспективы развития банковской системы РФ…………………………………………..……………………………...18
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………....27
В декабре 2010 года существенно сократился объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных кредитным организациям (на 9,7%), еще в большей степени сократился объем средств, размещенных в банках-нерезидентах (на 14,6%). В целом же за 2010 год объем межбанковских кредитов вырос на 2,8%.
В декабре 2010 года несколько сократился объем вложений в ценные бумаги (на 0,2%); при этом вложения в долговые обязательства сократились на 0,1%, в долевые ценные бумаги – на 1,2%, в учтенные векселя – на 8,0%. Тем не менее за истекший год вложения в ценные бумаги выросли на 24,6%.
Ресурсная база кредитных организаций в декабре 2010 года расширялась за счет притока средств клиентов: депозиты юридических лиц, исключая кредитные организации, выросли на 7,8%; средства на расчетных и прочих счетах организаций - на 6,1%; вклады физических лиц - на 5,7%. В целом за 2010 год объем депозитов юридических лиц увеличился на 11,4%, средств на расчетных и прочих счетах организаций – на 25,5%, вкладов физических лиц - на 35,2%.
За 2010г. российскими кредитными организациями (без Сбербанка России ОАО) получена прибыль в размере 348,4 млрд. рублей (за 2009 год – 161,8 млрд. рублей).
В 2010 году свою деятельность прекратили 46 кредитных организаций. Согласно официальным данным ЦБ РФ на 1 декабря 2010 года на территории России свою деятельность осуществляют 1023 банка, российская банковская система представлена 2959 филиалами.[8]
Большинство кредитных учреждений сосредоточено на территории Центрального федерального округа, безусловным лидером по количеству банков является Москва, где зарегистрировано 520 кредитных организаций. Второе место в рейтинге регионов с самой развитой банковской системой занял Санкт-Петербург, третье – республика Дагестан. Свердловская область разделила пятую строчку рейтинговой таблицы с Самарской областью, на территории которых работают по 20 кредитных учреждений. А вот о наличии местных банков по-прежнему не могут заявить Чеченская республика, Еврейский, Ненецкий и Чукотский АО и Магаданская область.
На фоне сокращения общего числа банков и закрытия некоторыми из них части своих филиалов и допофисов, многие банки продолжают расширять свою филиальную сеть.
Операционные условия российской банковской системы постепенно стабилизируются, и давление на качество активов, потребности в дополнительном резервировании по кредитам и капитализацию уменьшается.
Кроме
того, многие банки в России повысили
свою способность абсорбировать
убытки благодаря формированию резервов
и более высокой прибыли до
отчислений в резервы, а также
за счет сокращения размера баланса
и кредитных портфелей и
Улучшение положения в банковском секторе в значительной степени обусловлено факторами циклического характера и, в частности, постепенным восстановлением экономики РФ.
В 2011-2012гг. совокупные потери по кредитам в российской банковской системе могут достичь 8,6% валовых кредитов, или почти 45 млрд долл. Скорее всего, эта цифра (40%) существенно не ухудшится, но качество активов российских банков едва ли вернется к докризисному уровню, по крайней мере в ближайшие два года.
Можно
сделать вывод, что основным методом
управления проблемными кредитами
в банковской системе является реструктуризация
задолженности, которая должна позволить
многим заемщикам, оказавшимся в
настоящее время в трудном
финансовом положении, продолжать исполнять
свои обязательства. Их значительную часть
составляют корпоративные заемщики,
оказавшиеся не в состоянии платить
главным образом по краткосрочным
долгам из-за ухудшения условий
Разработанные
в докризисный период модели экономического
развития России имели принципиальные
недостатки построения. Они изолировали
реальную экономику от финансового
сектора. В настоящее время
Важнейшим
рубежом в деятельности Ассоциации
российских банков и свидетельством
повышения ее роли в решении финансово-
Кредитная деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации общественного производства. Для преодоления негативных последствий кризиса необходимо расширить кредитование реального сектора экономики. Государство должно стимулировать развитие национальной экономики, расширяя спрос и экспортные производства. Крайне важным для банковской системы является снижение ставки рефинансирования, проводимое Центральным банком (с 13% в 2008 году до 7,75% в 2010-м). Это положительно повлияло на тренд по снижению процентной ставки при кредитовании в коммерческих банках. Однако уменьшение стоимости кредитов происходит слишком медленно. Сейчас в среднем реальная величина процентных ставок - 14–15%.
При разработке стратегии развития банковской системы России следует учитывать, что в силу финансового кризиса банки вступили в новый этап развития, содержание которого будут определять следующие факторы:
Фактически
государство является доминирующим
собственником на банковском рынке.
Последствия огосударствления банковского
сектора имеют как
С одной стороны, власти могут рассчитывать на высокую устойчивость банковского сектора к финансовым потрясениям; госбанки находятся под контролем властей и могут выполнять национальные задачи; растет сопротивление экспансии иностранных банков; Банк России подвергается минимальным кредитным рискам, а двухъярусная система рефинансирования стабильно работает.
С другой стороны, неравные условия деятельности банков с государственным участием и частных банков приводят к снижению или даже исчезновению конкуренции и замедлению развития финансовых инноваций. Кроме того, эффективность использования государственными организациями средств бюджета может быть поставлена под сомнение.
Несмотря на многочисленные побочные эффекты от деятельности госбанков, в ближайшей перспективе принципиально изменить структуру собственности в банковском секторе не представляется возможным. Директивные органы должны выделить ключевую группу банков, считающихся системообразующими, установить для них более высокие стандарты регулирования и надзора. Необходимо также определить степень ответственности руководства, акционеров и кредиторов за факты неплатежесносо6ности.
Роль и место региональных банков в модернизации банковского сектора также не стоит недооценивать. Темпы прироста активов региональных банков (15,9%) в 2009 году были выше, чем у банковского сектора в целом (5%). В результате доля региональных банков в совокупных активах по состоянию на 01.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 01.01.2009).
Региональные банки хорошо позиционированы для адаптации к новым условиям работы из-за более тесных отношений с клиентами. Это позволяет им получать и более высокие комиссионные доходы. Региональные банки способны демонстрировать более высокую эффективность и социальную ответственность в регионах, чем филиалы федеральных банков. Однако в существующих условиях они вынуждены поддерживать повышенный уровень ликвидности, что снижает их конкурентоспособность. Следует предоставить субъектам Федерации больше свободы в использовании механизмов поддержки местных банков.
Решить задачу модернизации банковского сектора невозможно без привлечения иностранных инвестиций, и, в этом контексте, роль банков с иностранным участием в капитале нельзя переоценить. Необходимо регулировать деятельность таких банков так, чтобы приток их инвестиций был направлен на расширение денежного предложения в реальном секторе.
Расширение кредитования экономики российскими банками возможно следующими методами:
Гарантии могут быть предоставлены Гарантийными фондами, Гарантийными программами и Гарантийными обществами, государство должно выступать в качестве поручителя последней инстанции, выполняя, по сути, функцию перестрахования. Государственные фонды-поручители могли бы быть объединены в рамках единого государственного (национального) гарантийного фонда, активы которого формируются за счет части средств Фонда национального благосостояния.
В
настоящее время в мире функционирует
около 750 институтов развития, преимущественно
банков. Это означает, что добиваться
оптимальных пропорций в
Функции
банков развития могут выполнять
различные финансовые институты: финансовые
корпорации, индустриальные банки, отраслевые
и многоотраслевые корпорации промышленного
развития, банки и фонды промышленного
и сельскохозяйственного
Оно
решает две важнейшие задачи: во-первых,
помогает развивать малый бизнес,
приучая предпринимателей работать
с заемными средствами и формировать
кредитную историю, а во-вторых, содействует
преодолению бедности и безработицы.
Это тенденция мирового развития.
В нашей стране происходит только
становление микрофинансовых
Расширение взаимоотношений банков с реальной экономикой во многом определяется качеством банковской работы, а именно:
Снизить
риски банковского бизнеса
России необходима разветвленная финансовая инфраструктура, охватывающая всю страну, как для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному развитию - вертикальной мобильности, формированию среднего класса, реализации предпринимательских способностей россиян.