Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа
Целью работы является исследование услуг предоставляемых банками предприятиям.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать основные характеристика банковских услуг предприятиям;
2. проанализировать критерии и факторы влияющие на спрос банковских услуг.
Введение 3
Глава 1. Основная характеристика и значение банковских услуг
предприятиям 5
1.1 Понятие и классификация банковских услуг 5
1.2 Свойства и сущность банковских услуг 10
Глава 2. Анализ банковских услуг предприятиям в России 15
2.1 Спрос на банковские услуги предприятий в 2005 году 15
2.2 Потребность в услугах кредитных организаций и
степень удовлетворенности спроса на услуги 17
2.3 Влияние факторов, изменяющих использование
предприятием банковских услуг 20
Заключение 29
Список используемой литературы
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
1.2 Свойства и сущность банковских услуг
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что кредит, предоставленный предприятию-заемщику, должен быть возвращен в банк в определенные сроки, и не просто возвращен, а возвращен вместе с уплатой процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита должен его использовать так, чтобы вовремя возвратить его в полной сумме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке денежные средства не для "проедания" (на потребительские цели), а как капитал. Когда на базе кредита возникает ссудный процент, то это означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.
Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
Такое положение связано с тем, что на рынке банковских услуг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы стали развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.
СВОЙСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ[6, с.88] не могут быть произведены про запас, носят производительный характер, объектом банковских услуг выступает капитал, охватывают активные и пассивные операции, не являются монополией только банка, могут относиться к небанковским операциям. |
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиям централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прошло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недостаточности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услугах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предоставления.
Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.
Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые были упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предоставлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то определенных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, позволит сократить затраты на проведение операций и, в конечном счете, увеличить их доходность.
Глава 2. Анализ банковских услуг предприятиям в России
2.1 Спрос на банковские услуги предприятий в 2005 году
В 2005 г. спрос предприятий на банковские услуги и их стратегию при обращении к кредитным организациям характеризовали следующие особенности.
Относительно высокий уровень потребности в банковских услугах. Однако по сравнению с 2004 г. он несколько снизился. Спрос на услуги за рассматриваемый период увеличился, однако в меньшей степени, чем в предыдущем квартале. По-прежнему преобладает средняя степень удовлетворенности спроса, причем доля предприятий, имеющих низкую степень удовлетворенности спроса, уменьшилась.
Рис. 2.1 – Изменение получения банковских услуг[14]
Рис.2.2 – Предполагаемое изменение спроса[14]
Сохранение активности предприятий в использовании банковских услуг на уровне ниже среднего и некоторое ее ослабление по сравнению с предыдущим кварталом. Наиболее существенными факторами изменения использования предприятиями банковских услуг явились в 2005 году деятельность предприятий, ставки по кредитам и процедуры оформления документации при предоставлении услуг кредитными организациями. Причем если деятельность предприятий увеличивала потребность в использовании услуг, то два других фактора, напротив, ее уменьшали.
Сохранение подавляющим большинством предприятий того состава кредитных организаций, с которыми они сотрудничали ранее. При этом доля предприятий, изменивших состав, сократилась по сравнению с предыдущим кварталом. В 2005 году при принятии решений о сохранении или неизменности состава кредитных организаций-партнеров у предприятий возросла роль таких факторов, как опыт сотрудничества, расположение кредитной организации и требование головной компании.
Использование предприятиями минимального традиционного набора банковских услуг - расчетно-кассового обслуживания и в значительно меньшей степени - кредитов. Из числа остальных услуг относительно активно использовались пластиковые карты и услуги по операциям с иностранной валютой. Остальные виды услуг использовались слабо.
В 2006 г. рост спроса на банковские услуги сохранится, но несколько замедлится по сравнению с рассматриваемым периодом.
Максимально возможные значения процентных ставок составят для 75% предприятий 19% по кредитам в рублях, 12% - в долларах США, 13% - в евро.
Наименее короткие периоды размещения средств в форме депозитов были заявлены предприятиями по депозитам в долларах США - в среднем 4 месяца, в то время как в рублях - 6,4 месяца и в евро - 7,3 месяца. Наиболее низкий уровень процентных ставок, приемлемых для 75% предприятий, составит по краткосрочным депозитам в рублях 8%, в долларах США - 4%, в евро - 5%.
В течение ближайших 12 месяцев у предприятий наименьшим спросом по-прежнему будут пользоваться услуги по доверительному управлению, факторингу, форфейтингу, а также услуги кредитных организаций, связанные с выпуском предприятиями ценных бумаг[14].
2.2 Потребность в услугах кредитных организаций и степень удовлетворенности спроса на услуги
Высокую потребность в услугах кредитных организаций испытывали 28,9% предприятий. О низкой потребности в услугах кредитных организаций сообщили 14,1% предприятий
Спрос на услуги кредитных организаций изменился у 27,1% предприятий. При этом изменение в значительной мере было связано с увеличением спроса.
Рис.2.3 – Потребность в услугах банка[14]
Рис.2.4 – Изменение спроса на услуги банков[14]
Высокий уровень активности в использовании услуг кредитных организаций был характерен для 19,5% предприятий, низкий — для 22,5% предприятий.
Рис.2.5 – Уровень спроса на услуги банков[14]
За получением новых или дополнительных услуг в течение III квартала обратилось 51,3% предприятий. Наиболее характерным было однократное обращение за новыми услугами (23,2% предприятий). Не обращалось 48,7% предприятий. Высокая частота обращений (6 и более раз) отличала 4,3% предприятий.
Рис.2.6 – Частота обращений за услугами банков[14]
Спрос на банковские услуги был в различной степени удовлетворен у 90,6% предприятий. Спрос 9,4% предприятий удовлетворен не был. Преобладала средняя степень удовлетворенности спроса предприятий (60,4%).
Рис. 2.7 – Степень удовлетворенности услугами банков[14]
2.3 Влияние факторов, изменяющих использование предприятием банковских услуг
По влиянию на использование услуг банков наиболее значимыми факторами в 2005г. являлись деятельность предприятия (указали 82,2% предприятий), уверенность в кредитной организации (72%), процедуры оформления документации при оказании услуг (66,4%). Наименее значимым фактором были ставки по депозитам в кредитной организации (36,3%).
Деятельность предприятия - деятельность предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг, созданию, приобретению и реализации инвестиционных активов, аккумуляции необходимого объема ресурсов. Необходимость осуществления указанной деятельности формирует у предприятий определенный объем и структуру потребности в ресурсах и услугах. Предприятия обеспечивают себя соответствующими ресурсами и услугами за счет их получения на рынке, в том числе у кредитных организаций, наряду с другими источниками либо по определенным видам услуг только за счет кредитных организаций. Таким образом, деятельность предприятий входит в число ведущих факторов, которые определяют объем и структуру спроса со стороны предприятий на услуги кредитных организаций.
Деятельность предприятий в рассматриваемый период сопровождалась увеличением использования банковских услуг у 30,5% предприятий и уменьшением — у 5% предприятий. [14]
Среди факторов, влияние которых преимущественно уменьшало использование банковских услуг предприятиями, можно назвать ставки по кредитам и депозитам в кредитных организациях, наличие других источников средств у предприятий.
Рис. 2.8 – Факторы влияющие на спрос услуг банков[14]
Среди факторов, влияние которых преимущественно уменьшало использование банковских услуг предприятиями, можно назвать ставки по кредитам и депозитам в кредитных организациях, наличие других источников средств у предприятий.