Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа
Целью работы является исследование услуг предоставляемых банками предприятиям.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать основные характеристика банковских услуг предприятиям;
2. проанализировать критерии и факторы влияющие на спрос банковских услуг.
Введение 3
Глава 1. Основная характеристика и значение банковских услуг
предприятиям 5
1.1 Понятие и классификация банковских услуг 5
1.2 Свойства и сущность банковских услуг 10
Глава 2. Анализ банковских услуг предприятиям в России 15
2.1 Спрос на банковские услуги предприятий в 2005 году 15
2.2 Потребность в услугах кредитных организаций и
степень удовлетворенности спроса на услуги 17
2.3 Влияние факторов, изменяющих использование
предприятием банковских услуг 20
Заключение 29
Список используемой литературы
Факторами, влияние которых преимущественно увеличивало использование банковских услуг, были: деятельность предприятия, набор услуг кредитной организации, льготы кредитной организации предприятию, уверенность в кредитной организации.
Предприятия использовали услуги в основном российских кредитных организаций. Услуги иностранных кредитных организаций часто использовали 1,5% предприятий, изредка - 3,3% предприятий.
В основном предприятия предпочитали использовать услуги кредитных организаций, расположенных непосредственно в регионе. К услугам банков в других регионах никогда не обращались 77,0% предприятий.
Предприятия чаще использовали услуги местных кредитных организаций и их филиалов, чем филиалов кредитных организаций из других регионов. В то же время никогда не обращались за услугами местных кредитных организаций 19,2% предприятий, а за услугами их филиалов - 33,1% предприятий.
С позиции потенциального сотрудничества предприятия в наибольшей мере хотели бы воспользоваться услугами региональных (местных) кредитных организаций.
Рис.2.9 – Факторы влияющие на выбор кредитной организации[14]
Среди факторов, определивших решение предприятий об изменении или неизменности выбора кредитных организаций в рассматриваемый период, наибольшую значимость имели наличие опыта сотрудничества и уверенность в финансовом положении КО.
В наименьшей степени те или иные решения предприятий определялись такими факторами, как требование головной компании предприятия, наличие у КО опыта внешнеэкономических операций, рекомендации партнеров предприятия, участие в капитале КО.
В 2005 году 94% предприятий не изменили состав кредитных организаций, с которыми они сотрудничали.
Рис. 2.10– Качество кредитных организаций[14]
Практически все перечисленные качества были наиболее характерны для кредитных организаций, с которыми сотрудничали предприятия. При этом в большей мере для всех кредитных организаций, чем для части из них, были характерны:
- вежливость персонала;
- возможность переговоров с руководством кредитной организации;
- удобный режим работы;
- удобные и понятные процедуры оформления документации при оказании услуг;
- оперативность обслуживания;
- быстрота решений.
Сложные и длительные процедуры оформления документации при оказании услуг были характерны в большей мере для части кредитных организаций.
В 2006 году, предприятия ожидают в основном сохранения потребностей на прежнем уровне.
Потребность в пополнении оборотных средств изменится у 44,6% предприятий. При этом 40,3% предприятий ожидают, что она возрастет.
Потребность в финансировании инвестиций изменится у 28,0% предприятий. При этом 22,1% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в финансировании предприятиями их деятельности на внутреннем рынке изменится у 24,4% предприятий. При этом 22,2% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в финансировании предприятиями их деятельности на внешнем рынке изменится у 6,7% предприятий. При этом 4,6% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в обслуживании совокупного долга (долгосрочных и краткосрочных обязательств) не изменится у 90,8% предприятий. При этом 6,3% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в наличных рублевых средствах изменится у 30,2% предприятий. При этом 23,8% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в наличной иностранной валюте изменится у 7,1% предприятий. При этом 3,7% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в конвертации изменится у 6,4% предприятий. При этом 3,7% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в размещении свободных денежных средств изменится у 17,6% предприятий. При этом 10,5% предприятий ожидают ее уменьшения.
Потребность в инкассации изменится у 11,9% предприятий. При этом 8,1% предприятий ожидают ее роста.
Потребность в выпуске акций изменится у 3,7% предприятий. При этом 2,3% предприятий ожидают ее уменьшения.
Потребность в выпуске долговых обязательств в ценных бумагах изменится у 3,5% предприятий. При этом 2,3% предприятий ожидают ее уменьшения.
Потребность в купле-продаже ценных бумаг изменится у 6,7% предприятий. При этом 4,6% предприятий ожидают ее роста.
Рис.2.11- Изменение спроса на услуги банков[14]
В следующем 2006году, спрос на банковские услуги не изменится у 74,9% предприятий. Остальные предприятия предполагают преимущественно его рост. Уменьшения спроса на банковские услуги ожидают при этом 4,3% предприятий.
Рис. 2.12 – Рост спроса на услуги банков[14]
В следующем 2006 году, большинство предприятий предпочтет получать отдельные услуги банков, в то время как 32,5% - пакеты услуг.
Рис. 2.13 – Предпочтение услуг банков[14]
В 2005году, при выдаче кредитов предприятиям кредитные организации наиболее часто принимали в качестве обеспечения здания и сооружения, сырье и материалы, готовую продукцию, машины и оборудование.
Прочие возможные виды обеспечения использовались слабо.
Вместе с тем наблюдается расхождение между фактическим использованием отдельных видов обеспечения и их предложением со стороны предприятия.
Предприятиями высказана готовность предлагать в качестве обеспечения кредитов в большей мере, чем они используются как обеспечение в настоящее время, здания и сооружения, земельные участки, депозиты, гарантии других кредитных организаций, гарантии других предприятий, гарантии органов власти, имущественные права
Рис.2.14 – Прочие факторы, влияющие на выбор кредитной организации предприятиями[14]
Потребность в обслуживании совокупного долга в данном случае рассматривается как суммарная потребность в средствах, требующихся для погашения обязательств, по которым наступил срок платежа, а также для выплаты процентов и осуществления других расходов, связанных с долгосрочными и краткосрочными обязательствами, которые имеются у предприятий.
Заключение
Предприятия пользуются большим количеством услуг коммерческих банков, как открытие счетов, использование банковского кредита, хранение ценных бумаг и денежных документов и пр. Но, расширение самостоятельности отечественных фирм при совершении экономических операций существенно повысило требования к банкам, обслуживающим эти операции, например если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслуживающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Очень важное значение имеет коммуникационная система, используемая банком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ — Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) — значительно повышает качество и скорость расчетов.
Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии — достаточной надежности банка. Оценка фирмой надежности банка в современных отечественных условиях — задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесообразности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».
Следовательно, выбор надежного банка — это в конечном счете проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов самостоятельной оценки надежности банка, его рейтинга.
Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций по совершенствованию расчетной системы банков. Типичные требования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:
знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в которой она функционирует;
способность давать полезные деловые рекомендации;
предложение различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;
закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;
удобное для фирмы месторасположение банка; обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;
стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;
широкий спектр банковских услуг.
Список используемой литературы
1. Закон РФ № 395-1 от 02. 12. 1990 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 23.12.2003).
2. Закон РФ № 86-ФЗ от 10. 07. 2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ред. от 23.12.2003).
3. Аристов Д.В. Оценка деятельности подразделений, осуществляющих пассивные операции // Банковское дело. - 2004. - № 7. - С. 4.
4. Банки и банковские операции. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004 – 308 с.
5. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит. - 2004. - №7. - С. 8 – 10.
6. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Потенциал российских банков - основной источник финансовых ресурсов для подъема реального сектора экономики // Менеджмент в России и за рубежом. -2004. - №5.
7. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2003. – 206с.
9. Захаров В.С. О путях развития банковской системы России // Деньги и кредит. - 2004. - №10. - С. 3-4.
10. Колесников В.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 480 с.
11. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика,2004. - 576с.
12. Лаврушин О.И. и др. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Финансы и статистика,2004. - 448с.
13. Лебедев Д.А. Региональные аспекты регулирования деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит. - 2005. - №9. - С. 33 – 35.
14. Российский статистический ежегодник, 2005: Статсборник/Госкомстат России. – М. – 2006.