Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Региональные бюджеты в бюджетной системе РФ………………………………………………………………………………..5
1.1. Значение региональных бюджетов в бюджетной системе РФ…………..5
1.2. Роль региональных бюджетов в обеспечении экономического и социального развития территорий……………………………………………...6
1.3. Особенности формирования доходов и расходов региональных бюджетов…………………………………………………………………………..7
2. Доходы и расходы областного бюджета Рязанской области……………....11
2.1. Характеристика важнейших видов доходов и расходов областного бюджета…………………………………………………………………………..11
2.2.Состав и структура доходов и расходов областного бюджета Рязанской области, их динамика и особенности в текущем финансовом году…………13
2.3 Проблемы сбалансированности доходов и расходов территориальных бюджетов в РФ,особенности состояния бюджетного дефицита областного бюджета Рязанской области, источники его финансирования……………….19
3.Перспективы и основные направления преодоления бюджетного дефицита областного бюджета………………………......................................28
3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета……...28
- массовый выпуск «пустых»
- значительные социальные
- возросшие затраты на
- крупномасштабный оборот «
- огромные непроизводственные
расходы, прописки, хищения, потери
произведенной продукции и
Бюджетный дефицит, несомненно, относится так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существует несколько
Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют следующие способы финансирования:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
3) выпуск займов;
1) В случае монетизации
дефицита нередко возникает
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
2) Второй способ вряд ли можно
отнести к способам, используемым
исключительно для
3) Если дефицит госбюджета
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.
Во-первых, в определенных ситуациях
правительство прибегает к
Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.
Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита росту учетной ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
Сокращение профицита
бюджета и источники
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
сокращается привлечение доходов
от продажи государственной или
муниципальной собственности; для
федерального бюджета - сокращается
привлечение доходов от реализации
государственных запасов и
предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличиваются расходы бюджета.Для
финансирования дефицита бюджета предусматриваются
альтернативные источники его покрытия.
Финансирование дефицита денежных средств
сектора государственного управления
включает консолидированное
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники - кредиты,
полученные Российской
2) внешние источники следующих
видов - государственные займы,
осуществляемые в иностранной
валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ; кредиты
правительств иностранных
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.
Финансирование дефицита бюджетов
осуществляется двумя основными
способами: за счет государственных
и муниципальных займов и за счет
эмиссии новых денег. На финансирование
дефицита оказывает также влияние
увеличение или уменьшение у органов
государственного управления остатков
ликвидных финансовых средств. Таким
образом, категория финансирования
включает заимствование, погашение (выплату)
задолженности и изменение
Для финансирования дефицита бюджетов
с помощью займов привлекаются свободные
денежные средства других секторов экономики
и внешнего мира путем использования
различных финансовых инструментов:
размещение государственных долговых
обязательств и прямые кредиты от
других уровней государственного управления,
международных организаций
Государственное заимствование, погашение
задолженности и изменение
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств.
Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
Таким образом, в случае возникновения
профицита бюджета, принимаются
меры по его сокращению путем: сокращения
привлечения доходов от продажи
государственной или
3.Перспективы
и основные направления
3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета
Анализ
доходов региональных бюджетов и
их исполнение, показывает, что идеология
и логика современного бюджетного планирования
практически не претерпели существенных
позитивных сдвигов как с точки
зрения повышения устойчивости бюджетной
системы, так и активизации бюджетно-
Основной
целью налоговой реформы
В
этой системе противоречий и вырабатываются
основные направления налоговой
политики, реализующие изменения
налогового законодательства. С одной
стороны, намеченные меры по совершенствованию
налоговой системы
Информация о работе Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году