Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Региональные бюджеты в бюджетной системе РФ………………………………………………………………………………..5
1.1. Значение региональных бюджетов в бюджетной системе РФ…………..5
1.2. Роль региональных бюджетов в обеспечении экономического и социального развития территорий……………………………………………...6
1.3. Особенности формирования доходов и расходов региональных бюджетов…………………………………………………………………………..7
2. Доходы и расходы областного бюджета Рязанской области……………....11
2.1. Характеристика важнейших видов доходов и расходов областного бюджета…………………………………………………………………………..11
2.2.Состав и структура доходов и расходов областного бюджета Рязанской области, их динамика и особенности в текущем финансовом году…………13
2.3 Проблемы сбалансированности доходов и расходов территориальных бюджетов в РФ,особенности состояния бюджетного дефицита областного бюджета Рязанской области, источники его финансирования……………….19
3.Перспективы и основные направления преодоления бюджетного дефицита областного бюджета………………………......................................28
3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета……...28

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 187.46 Кб (Скачать документ)

- массовый выпуск «пустых» денег;

- значительные социальные программы;

- возросшие затраты на финансирование  ВПК;

- крупномасштабный оборот «теневого»  капитала;

- огромные непроизводственные  расходы, прописки, хищения, потери  произведенной продукции и многое  другое, пока неподдающееся общественному  учету.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится  так называемым «негативным экономическим  категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической  системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и  ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий  увеличение денежной массы в обращении - это собственное производство денег. Собственное производство денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время производство денег реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Для устранения бюджетного дефицита необходимо его  финансирование. Выделяют следующие способы финансирования:

1) кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2) увеличение налоговых  поступлений в госбюджет. 

3) выпуск займов;

1) В случае монетизации  дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме  отсроченных платежей. В последнем  случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

2) Второй способ вряд ли можно  отнести к способам, используемым  исключительно для финансирования  дефицита бюджета. Он широко  применяется и просто в целях  пополнения доходов бюджета. Проблема  увеличения налоговых поступлений  в государственный бюджет выходит  за рамки собственного финансирования  бюджетного дефицита, так как  разрешается в долгосрочной перспективе  на базе комплексной налоговой  реформы, нацеленной на снижение  ставок и расширение базы налогообложения. 

3) Если дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, то увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что  приводит к снижению инвестиций  в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет  угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для  этого роста, что является характерным  для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении непосредственно в  Центральном Банке.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают  определенное негативное воздействие  на экономику страны.

Во-первых, в определенных ситуациях  правительство прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы  для приобретения юридическими и  физическими лицами правительственных  ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита  частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как  государственные органы.

Государственные займы на рынке  ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита росту учетной ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Сокращение профицита  бюджета и источники финансирования его дефицита

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и  утверждаются без профицита. Если в  процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета  осуществляется его сокращение в  следующей последовательности:

сокращается привлечение доходов  от продажи государственной или  муниципальной собственности; для  федерального бюджета - сокращается  привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

предусматривается направление бюджетных  средств на дополнительное погашение  долговых обязательств;

увеличиваются расходы бюджета.Для  финансирования дефицита бюджета предусматриваются  альтернативные источники его покрытия. Финансирование дефицита денежных средств  сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных  образований и внебюджетных фондов.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники - кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

2) внешние источники следующих  видов - государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ; кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте.

Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов  государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики  в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения  таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета  изменений, вызванных переоценкой  их стоимости). Следует отметить, что  в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов  отражается в категории расходов.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными  способами: за счет государственных  и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние  увеличение или уменьшение у органов  государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким  образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных  резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные  денежные средства других секторов экономики  и внешнего мира путем использования  различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как  категория государственных финансов отражает денежные отношения между  органами государственного управления и юридическими и физическими  лицами, в которых первые могут  выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство  прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов.

Государственное заимствование, погашение  задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного правления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных  органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать  свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих  финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств.

Наряду с указанными выше инструментами  факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную  прибыль (убытки) от переоценки иностранной  валюты и золота в результате изменения  валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как  за счет внешнего заимствования, так  и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.

Таким образом, в случае возникновения  профицита бюджета, принимаются  меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности; для федерального бюджета - путем сокращения привлечения доходов  от реализации государственных запасов  и резервов; направления бюджетных  средств на дополнительное погашение  долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов  бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных  и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования  внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы  и основные направления преодоления  бюджетного дефицита областного  бюджета.

3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета

Анализ  доходов региональных бюджетов и  их исполнение, показывает, что идеология  и логика современного бюджетного планирования практически не претерпели существенных позитивных сдвигов как с точки  зрения повышения устойчивости бюджетной  системы, так и активизации бюджетно-налогового механизма. Это следует из ситуации пополнения доходной части бюджетов субъектов РФ и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также их выполнения.

Основной  целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной функции требует высокой наполняемости доходов бюджетной системы.

В этой системе противоречий и вырабатываются основные направления налоговой  политики, реализующие изменения  налогового законодательства. С одной  стороны, намеченные меры по совершенствованию  налоговой системы предусматривают  снижение налогового бремени, упрощение  и повышение эффективности налоговой  системы. Предполагается, что общее  налоговое бремя снизится. С другой стороны, реализация фискальной функции  осуществляется путем увеличения налогового бремени насубъектов, уплачивающих косвенные налоги, что в основном ложится на население.

Информация о работе Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году