Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:07, реферат
Целью данного реферата было рассмотрения задач управления государственным бюджетом для более сбалансированной политики. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
* Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу.
* Рассмотреть бюджетную политику.
I. Введение ............................................................................................................................. 2
II. Основные характеристики бюджета ............................................................................... 3
1. Структура бюджета ..................................................................................................... 5
2. Функции бюджета ....................................................................................................... 5
3. Свойства бюджета ....................................................................................................... 7
III. Бюджетная политика государства ................................................................................. 7
1. Структура государства и межбюджетные отношения ............................................. 8
2. Бюджетный процесс и его основные этапы .............................................................. 9
3. Методы бюджетного регулирования. Задачи управления и формы сбалансированного бюджета ........................................................................................................ 13
IV. Заключение .................................................................................................................... 17
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные функции
бюджета носят объективный
Свойства бюджета.
Для того, чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета.
Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета.
С прозрачностью
бюджета тесно связано
Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.
В различных
странах масштабы и границы бюджетного
сектора существенно
Бюджетная
политика государства.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика
предполагает определение целей
и задач в области
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание
эффективной системы
Бюджетная политика
является ядром экономической политики
государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов .
Бюджетная политика
государства как часть
Структура государства и межбюджетные отношения.
В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти — федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.
В основе бюджетного
федерализма лежит следующий
принцип: федеральные органы власти
формируют и исполняют
Система межбюджетных
отношений отражает баланс властных
полномочий, сложившийся между федеральными
и региональными органами власти. Если
федерация является централизованной,
роль федерального бюджета в ней велика;
с его помощью могут финансироваться не
только общегосударственные, но и региональные
программы. Напротив, если баланс складывается
в пользу региональных властей, растет
значимость субфедеральных бюджетов.
Это может иметь как положительные, так
и отрицательные последствия. Например,
перенесение расходов на нижестоящий
уровень позволяет более гибко учесть
особенности социально-экономической
ситуации в том или ином регионе. Однако
оно может привести к несоответствию доходных
и расходных полномочий субъектов федерации,
усилению дифференциации уровня их развития
и, как следствие, возникновению сепаратистских
тенденций.
Помимо федерального,
региональных и местных бюджетов,
в бюджетной практике также используется
понятие «консолидированный бюджет».
Консолидированный
бюджет представляет собой свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
В отличие от федерального и региональных
бюджетов, которые принимаются законодательно,
консолидированный бюджет законом не
является. Основная его функция — информационная.
Показатели доходов и расходов консолидированного
бюджета используются при анализе экономической
политики, они позволяют рассчитать совокупную
налоговую нагрузку и ряд других сводных
показателей, характеризующих уровень
всех расходов на образование, здравоохранение
и другие расходные типы бюджетов.
Бюджетный процесс и его основные этапы.
Качество экономического обоснования бюджета зависит от развития бюджетного планирования; полноты, достоверности и оперативности статистической информации; использования современных технологий анализа данных. Подготовка такого обоснования является функцией органов государственной власти. Однако монополия государства на проведение планово-прогнозных расчетов может привести к искажению бюджетных проектировок. Поэтому в развитых странах существует большое количество независимых исследовательских организаций, делающих собственные прогнозы развития экономики и дающих на этой основе заключения на проект бюджета. Использование принципа разделения властей также способствует тому, что различные государственные органы составляют альтернативные прогнозы и предложения в области бюджетной политики. Например, подготовленный исполнительной властью законопроект критически оценивается и законодателями, и органами финансового контроля.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Законодательство
страны устанавливает круг участников
бюджетного процесса, определяет и разграничивает
их полномочия. Основными участниками
бюджетного процесса являются:
1) президент
страны или глава субъекта
Федерации;
2) органы законодательной
и исполнительной власти;
3) органы кредитно-денежного
регулирования (центральный
4) органы государственного
и муниципального финансового
контроля;
5) государственные
внебюджетные фонды;
6) распорядители
бюджетных средств;
7) бюджетополучатели.
Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.