Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:07, реферат
Целью данного реферата было рассмотрения задач управления государственным бюджетом для более сбалансированной политики. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
* Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу.
* Рассмотреть бюджетную политику.
I. Введение ............................................................................................................................. 2
II. Основные характеристики бюджета ............................................................................... 3
1. Структура бюджета ..................................................................................................... 5
2. Функции бюджета ....................................................................................................... 5
3. Свойства бюджета ....................................................................................................... 7
III. Бюджетная политика государства ................................................................................. 7
1. Структура государства и межбюджетные отношения ............................................. 8
2. Бюджетный процесс и его основные этапы .............................................................. 9
3. Методы бюджетного регулирования. Задачи управления и формы сбалансированного бюджета ........................................................................................................ 13
IV. Заключение .................................................................................................................... 17
Бюджетный процесс
включает в себя четыре этапа:
Проект закона
о бюджете разрабатывается
Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных сценариев развития экономики — благоприятных и неблагоприятных. Но бюджетный план утверждается законодательно и является единым. Поэтому правительство принимает решение о выборе того сценария, который будет положен в основу проекта закона о бюджете. Одновременно оцениваются перспективы исполнения бюджета в том случае, если фактические условия развития экономики будут отличаться от данного прогноза.
Основное внимание на этапе составления проекта бюджета уделяется формулировке целей бюджетной политики на очередной год и обоснованию способов их достижения. Эти целевые установки должны основываться на более долгосрочных, стратегических приоритетах социально-экономической политики, и обеспечивать их последовательное достижение. Такие долгосрочные приоритеты определяются отдельными правительственными документами. Взаимосвязь тактических и стратегических установок придает бюджетному процессу более целенаправленный характер, усиливает связанность бюджетных решений за разные годы.
Разработка проекта закона о бюджете является итеративным процессом согласования смет отдельных бюджетополучателей, перечня целевых программ, планируемых объемов межбюджетных трансфертов и других направлений расходования средств с ожидаемым уровнем доходов. Его эффективность может быть повышена путем внедрения стимулов для экономии бюджетных средств.
Подготовленный
проект закона о бюджете, а также
ряд сопровождающих его документов
(в том числе прогноз социально-экономического
развития на очередной год и среднесрочную
перспективу) утверждается правительством,
после чего передается на рассмотрение
законодателей.
Осуществляется
законодательным органом власти
— парламентом. На этом этапе свои
предложения по проекту бюджета
высказывают парламентские
Законодательный орган власти рассматривает не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).
Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на длительный срок и приводить к существенной корректировке законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже в условиях оппозиционности парламента по отношению к политике правительства, его порядок и процедура должны быть четко регламентированы законом.
Обычно рассмотрение
бюджета разбивается на несколько
этапов, именуемых чтениями. В России,
согласно Бюджетному кодексу, проект закона
о бюджете рассматривается Государственной
Думой в трех чтениях, после чего передается
в Совет Федерации. Предметом первого
чтения являются параметры макроэкономического
прогноза на будущий год, концепция бюджета
и его основные характеристики, такие
как объем доходов, расходов и дефицита.
Второе чтение посвящено рассмотрению
детальной структуры доходов и расходов,
межбюджетных отношений, программы внешних
заимствований, перечня целевых программ.
В третьем чтении парламент голосует за
законопроект в целом, после чего бюджет
утверждается в качестве закона. Принятый
закон направляется президенту для подписания
и обнародования.
Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета — обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований.
Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов может быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру секвестра бюджета — пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. Также должен быть предусмотрен порядок исполнения бюджета в случае, если закон о бюджете принимается с опозданием и не вступил в силу с начала финансового года; порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете.
В процессе исполнение
бюджета важную роль играют налоговые
органы, администрирующие поступление
налоговых доходов в бюджетную систему,
а также казначейство — государственный
финансовый орган, осуществляющий исполнение
государственного бюджета.
Финансовый контроль осуществляется в трех основных формах:
Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете.
Текущий контроль
проводится на этапе исполнения бюджета
в течение всего бюджетного периода.
Он позволяет оперативно выявлять и исправлять
нарушения, возникающие в бюджетной сфере,
с целью приведения бюджетной политики
правительства и отдельных государственных
учреждений в соответствие с действующими
законами. Текущий контроль осуществляют
органы исполнительной и законодательной
власти, а также общественные организации.
Последующий
контроль проводится по
Методы бюджетного регулирования. Задачи управления и формы сбалансированности бюджета.
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня.
Бюджетное регулирование - это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.
Начиная рассматривать методы бюджетного регулирования, прежде всего выделим методы государственного воздействия на экономику, которые, как полагают специалисты, можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, косвенные
методы финансового и денежно-
- налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);
- амортизационную
политику (установление норма
- кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.п.);
- таможенную
политику (установление экспортно-
Во-вторых, прямое
государственное финансовое регулирование
«(распределение бюджетных
В-третьих, методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование).
В-четвертых, государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству).
Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства.
Методами бюджетного регулирования являются:
а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;
б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;
в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»;
г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);
д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;
е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.