Бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:55, реферат

Описание

Цель исследования – изучение целевых бюджетных фондов, образуемых на федеральном, субфедеральном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1. Дать определение целевым бюджетным фондам, установить их особенности и задачи.
2. Определить назначение целевых бюджетных фондов и их роль в бюджетной системе РФ.
3. Установить, в чём заключается отличие целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов.
4. Дать характеристику целевым бюджетным фондам, образуемым на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, на примере бюджетов РФ, Хабаровского края и г. Хабаровска.
5. Провести вертикальный и горизонтальный уровень показателей формирования целевых бюджетных фондов и сделать выводы по проблеме исследования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. Понятие целевых бюджетных фондов, их особенности и задачи. Источники формирования целевых бюджетных фондов 6
1.2. Назначение целевых бюджетных фондов, их роль 9
1.3. Основные отличия целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов 18
2. ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Общая характеристика целевых бюджетных фондов РФ, действующих на федеральном, территориальном и местном уровнях (на примере Хабаровского края и г. Хабаровска) 22
2.2. Вертикальный и горизонтальный анализ формирования и использования целевых бюджетных фондов за 2003-2005 годы 27
2.3. Реформирование бюджетной системы РФ, переход на программно-целевой метод 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 40.32 Кб (Скачать документ)

 

В бюджете города Хабаровска картина обратная. Здесь наблюдается  рост объёмов финансовых ресурсов по сравнению с базисным, но в 2005 году уровень прироста меньше по сравнению  с 2004 годом.

 

Таким образом, сразу можно  предположить о наличии существенных различий между формированием бюджетов различных уровней. Как правило, местные бюджеты наименее самостоятельны и их собственные доходы на много  ниже собственных доходов бюджетов высших уровней. Очевидно, что именно это обуславливает имеющуюся  картину по функционированию целевых  бюджетных фондов.

 

Горизонтальный анализ данных – это исследование структуры  показателей. Анализ структуры целевых  бюджетных фондов за 2003 – 2005 годы представлен  в таблице 2.1. В данном анализе  показатели сравниваются с общим  бюджетом (соответственно федерального, субфедерального и местного уровня), а также с бюджетом целевых  программ. Это делается для того, чтобы дать характеристику значениям  целевых программ и целевых бюджетных  фондов в соответствующих бюджетах.

 

Итак, на основании представленных в таблице 2.2. данных можно сделать  следующий главный вывод. На федеральном  и субфедеральном уровне наметилась чёткая тенденция перестроения структуры  бюджета в пользу целевых программ. Так, доля финансирования целевых программ в общей структуре доходов  федерального бюджета выросла с  отметки 5,88% (2003 год) до отметки 7,85% (2005 год), в то время как доля целевых бюджетных фондов в 2004 году упала до 0,43% (в 2003 году она составляла 0,55% от общих доходов бюджета), а в 2005 году целевые бюджетные фонды вообще не были включены в доходы бюджета.

 

В бюджете Хабаровского края доля объёма финансирования целевых  программ также выросла с 6,41% (2003 год) до 9,79% (2005 год), в то время, как  доля объёма финансирования целевых  бюджетных фондов в общей структуре  дохода бюджета упала с 7,65% в 2003 году до 6,58% в 2005 году. Всё это свидетельствует  о чёткой тенденции перехода федерального и субфедерального бюджетов на программно-целевые  методы финансирования.  

 

Что касается бюджета г. Хабаровска, то здесь нельзя дать чёткую оценку ни динамике, ни структуре, так как  показатели не имеют определённой тенденции. Здесь имеет место рост объёмов  финансовых ресурсов как по целевым  программам, так и по целевым фондам. Очевидно, что это непостоянство  связано со значительной степенью зависимости  бюджета города Хабаровска от субсидий из федерального и краевого бюджетов. Кроме этого, имеет место так  называемый эффект запаздывания, при  котором все новшества на более  низких уровнях применяются на некоторое  время позже. Тем более, в 2003 году были предприняты попытки отказа от целевых бюджетных фондов в  бюджете г. Хабаровска и переходе на одноимённые бюджетные программы, но видимо, данная попытка не прижилась  и местные власти не были готовы к этому переходу. Возможно, что  в ближайшее время всё-таки бюджет города Хабаровска откажется от старой практики целевого финансирования и  полностью перейдёт на целевые программы.

2.3. Реформирование бюджетной  системы РФ, переход на программно-целевой  метод

 

Основы реформирования бюджетной  системы РФ заложены в Концепции  реформирования бюджетного процесса в  Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства  РФ от 22 мая 2004 года № 249.

 

Главной целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для  максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами  в соответствии с приоритетами государственной  политики. Задача реформы - смещение акцентов бюджетного процесса от «управления  бюджетными ресурсами (затратами)»  на «управление результатами» путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

 

В рамках концепции «управления  результатами» бюджет формируется  исходя из целей и планируемых  результатов государственной политики. Основой новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая  в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть состоит в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

 

Целевые бюджетные фонды  функционируют на основании смет доходов и расходов, составляемых ежегодно. Но такой подход не позволяет  планировать долгосрочные программы  развития определённых направлений. Существует необходимость принятия программ развития сроком на 5-10 лет, в которых уже  должен быть заложен бюджет программы. Именно поэтому, наиболее перспективным  видится переход от сметного планирования и финансирования бюджетов на программно-целевое  планирование и финансирование.

 

Суть программно-целевого метода бюджетного планирования состоит  в системном планировании выделения  бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным  актом целевых программ на длительный срок.

 

Под целевой программой понимается комплексный документ, целью которого является решение приоритетной для  государства на определённый период времени задачи. Например, Программа  развития Дальнего Востока, Программа  борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т.д.

 

Срок реализации программы  зависит от многих факторов. Программы, в среднем, принимаются на срок от 2-х до 10 лет.

 

Следует отметить, что принципы программно-целевого планирования применяются  и в настоящее время, но этот метод  используется в бюджетном процессе как вспомогательный, а не основной. Так, в приложениях 36, 37 и 38 к Федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2005 год» определяется перечень федеральных целевых программ, финансирование которых предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета. Всего по приложению 36 насчитывается  около 40 целевых федеральных программ. Но эти программы занимают лишь малую  долю (8,6%) в общей структуре бюджетных  расходов.

 

Программно-целевой метод  планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию средств как для  решения наиболее острых проблем  государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

 

Целевые программы подразделяются на:

 

- программы развития отраслей;

 

- программы развития регионов;

 

- программы решения социальных  задач.

 

Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. Например,  Федеральная целевая  программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы включает в себя подпрограмму «Дети-инвалиды».

 

Целевые программы как  документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые  от реализации результаты, заказчика  программы, исполнителей, мероприятия  и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам. Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются  соответствующим законом о бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое курсовое исследование позволило ответить на поставленные в начале работы вопросы.

 

Целевые бюджетные фонды  – один из элементов бюджетной  системы; создаются в бюджетах для  направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.

 

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

 

Можно определить следующие  основные отличия целевых бюджетных  и внебюджетных фондов:

 

– средства целевых бюджетных  фондов включаются в соответствующий  бюджет, а средства внебюджетных фондов не включаются в бюджет, поэтому  они и называются «внебюджетные»;

 

- бюджеты внебюджетных  фондов устанавливаются отдельными  законами по каждому фонду  на каждый финансовый год, а  величина финансовых ресурсов  всех целевых бюджетных фондов  определяется в законе о бюджете  на финансовый год;

 

- внебюджетные фонды по  своим целям в большей мере  относятся к социальным фондам, то есть, они решают общие задачи  социального, пенсионного, медицинского  обеспечения населения. Что касается  целевых бюджетных фондов, то  они создаются для решения  более узких общественных проблем,  имеющих прикладной характер (финансирование  работ, компенсация затрат, восстановление  ресурсов, развитие региона, развитие  новой государственной службы  и т.д.);

 

- внебюджетные фонды создаются  на больший срок в силу своей  большей общественной значимости.

 

Проведённый анализ целевых  бюджетных фондов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, на примере  бюджетов РФ, Хабаровского края и г. Хабаровска показал, что на первых двух уровнях бюджетной системы России наблюдается отказ от использования целевых бюджетных фондов в бюджетном процессе и переход на программно-целевой метод планирования бюджетов. Суть данного метода раскрыта в работе.

 

Но тем не менее, процесс  реформирования бюджетной системы  РФ на уровне местных бюджетов испытывает определённые трудности, о чём свидетельствуют  результаты проведённых исследований. Так, в 2003 году Хабаровской городской  думой были предприняты попытки  отказа от использования целевых  бюджетных фондов и перехода на программно-целевой  метод планирования, но данный эксперимент  удался частично, и ликвидация коснулась  только одного целевого бюджетного фонда  – фонда развития города Хабаровска, что предшествовало принятию одноимённой  целевой бюджетной программы. Остальные  фонды функционируют до сих пор. Очевидно, что это вызвано спецификой формирования муниципального бюджета, а именно, его сильной зависимостью от бюджетов вышестоящих уровней  и наличием специальных местных  налогов и сборов, которые, как  правило, носят целевой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция РФ

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета – 12.08.1998 г. - № 153-154.

Гражданский кодекс РФ // Справочная правовая система «Гарант».

Бюджетный кодекс Хабаровского края от 28.07.1999 г. № 152 //  Сборник нормативных  актов Законодательной Думы Хабаровского края, - 24 августа 1999 г., - N 7/2.

О федеральном бюджете  на 2003 год. Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ // Российская газета, - 28.12.2002 г., - № 244.

О федеральном бюджете  на 2004 год. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ // Российская газета, - 30.12.2003 г., - № 262.

О федеральном бюджете  на 2005 год. Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ // Российская газета, - 28.12.2004 г., - № 288.

О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год. Закон Хабаровского края от 30.12.2002 г. № 82 // Приамурские ведомости, - 28.01.2003 г., - № 17.

О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год. Закон Хабаровского края от 29.12.2003 г. № 155 // Приамурские  ведомости, - 30.12.2003 г., - № 247(3123).

О краевом бюджете на 2005 год. Закон Хабаровского края от 14.02.2005 года № 263 // Приамурские ведомости, - 24.02.2005 г., № 32(3407).

О бюджете города на 2003 год. Решение Хабаровской городской  Думы от 31.12.2002 г. № 299 // Хабаровские  вести, от 17.01.2003 г., - № 8.

О бюджете города на 2004 год. Решение Хабаровской городской  Думы от 20.01.2004 г. № 444 // Хабаровские  вести, от 03.02.2004 г., - № 16(1180).

О бюджете города на 2005 год. Решение Хабаровской городской  Думы от 22.02.2005 г. № 37 // Хабаровские вести, от 10.03.2005 г., - № 34-35 (1396-1397).

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

Большой коммерческий словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М., 2002.

Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система  Российской Федерации. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003.

Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы её развития // Финансы – 2003 - № 7.

Лавров А.М. Новые подходы  к управлению общественными финансами // Финансы. – 2003. № 9.

Осипова А.А., Соломко И.М. Бюджетный процесс в РФ: региональный аспект: Научное издание. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. 2002.

Поляк Г.Б. Бюджетная система  России. – М.: Юнити, 2004.

Романовский М.В. и др. Бюджетная  система Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрайт, 1999.

Таксир К.И., Хромова Т.В. Комментарий к Бюджетному кодексу  Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2002.

Фетисов В.Д. Бюджетная система  Российской Федерации. – М.: Юнити, 2003.


Информация о работе Бюджетные фонды