Бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:55, реферат

Описание

Цель исследования – изучение целевых бюджетных фондов, образуемых на федеральном, субфедеральном и местном уровнях.
Задачи исследования:
1. Дать определение целевым бюджетным фондам, установить их особенности и задачи.
2. Определить назначение целевых бюджетных фондов и их роль в бюджетной системе РФ.
3. Установить, в чём заключается отличие целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов.
4. Дать характеристику целевым бюджетным фондам, образуемым на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, на примере бюджетов РФ, Хабаровского края и г. Хабаровска.
5. Провести вертикальный и горизонтальный уровень показателей формирования целевых бюджетных фондов и сделать выводы по проблеме исследования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. Понятие целевых бюджетных фондов, их особенности и задачи. Источники формирования целевых бюджетных фондов 6
1.2. Назначение целевых бюджетных фондов, их роль 9
1.3. Основные отличия целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов 18
2. ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Общая характеристика целевых бюджетных фондов РФ, действующих на федеральном, территориальном и местном уровнях (на примере Хабаровского края и г. Хабаровска) 22
2.2. Вертикальный и горизонтальный анализ формирования и использования целевых бюджетных фондов за 2003-2005 годы 27
2.3. Реформирование бюджетной системы РФ, переход на программно-целевой метод 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 40.32 Кб (Скачать документ)

 

В Российской Федерации существуют следующие государственные внебюджетные фонды:

 

1. Пенсионный фонд РФ;

 

2. Фонд социального страхования;

 

3. Фонд обязательного медицинского  страхования.

 

Бюджет внебюджетного  государственного фонда РФ утверждается на каждый финансовый год. В бюджете  определяются источники доходов  и направления расходов фонда.

 

Внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  бюджетов органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды предназначены  исключительно для определённых целей, в основном, для целей, вытекающих из социальных правоотношений, а также  для финансирования определённых направлений  экономики.

 

Если говорить об историческом развитии внебюджетных фондов в РФ, то первоначально, в начале 90-х годов  их было множество. Затем, в рамках реформирования финансовой системы РФ, большинство  внебюджетных фондов было включено в  состав государственного бюджета, а  некоторые и вовсе были ликвидированы. Интересным представляется, например, ликвидация фонда занятости населения. Расходы же по финансированию мероприятий  в сфере занятости были включены в государственный бюджет.

 

Аналогичная участь постигла и некоторые остальные внебюджетные фонды, а именно:

 

- фонд финансирования  отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и мероприятий по освоению  новых видов продукции; 

 

- некоторые отраслевые  государственные внебюджетные фонды  и т.д.

 

Правовой статус, порядок  создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной  собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

 

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

 

- обязательных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации; 

 

- добровольных взносов  физических и юридических лиц; 

 

- других доходов, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. 

 

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации.

 

Таким образом, можно определить следующие основные отличия целевых  бюджетных и внебюджетных фондов:

 

– средства целевых бюджетных  фондов включаются в соответствующий  бюджет, а средства внебюджетных фондов не включаются в бюджет, поэтому  они и называются «внебюджетные»;

 

- бюджеты внебюджетных  фондов устанавливаются отдельными  законами по каждому фонду  на каждый финансовый год, а  величина финансовых ресурсов  всех целевых бюджетных фондов  определяется в законе о бюджете  на финансовый год;

 

- внебюджетные фонды по  своим целям в большей мере  относятся к социальным фондам, то есть, они решают общие задачи  социального, пенсионного, медицинского  обеспечения населения. Что касается  целевых бюджетных фондов, то  они создаются для решения  более узких общественных проблем,  имеющих прикладной характер (финансирование  работ, компенсация затрат, восстановление  ресурсов, развитие региона, развитие  новой государственной службы  и т.д.);

 

- внебюджетные фонды создаются  на больший срок в силу своей  большей общественной значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Общая характеристика  целевых бюджетных фондов РФ, действующих  на федеральном,  территориальном и местном уровнях  (на примере Хабаровского края  и г. Хабаровска)

 

Выше в работе были рассмотрены  основные целевые бюджетные фонды, которые функционировали в Российской Федерации на протяжении последних 10 лет на федеральном уровне. Для  более полной характеристики федеральных  целевых бюджетных фондов, а также  целевых бюджетных фондов субъектов  РФ и органов местного самоуправления, необходимо дать им качественную и  количественную характеристику за период с 2003 по 2005 годы.

 

Как уже отмечалось выше, большинство целевых бюджетных  фондов было упразднено в 2001 году. В 2003 и 2004 годах в федеральный бюджет были включены средства целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации  по атомной энергии. С 1 января 2005 года данный фонд упразднён. Согласно приложению 5 к Федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2003 год», доходы целевых  бюджетных фондов (фонд Министерства РФ по атомной энергии) в 2003 году составили 14 млрд. 66 млн. 300 тыс. рублей. Основным (единственным) источником формирования фонда была выручка, приходящаяся на стоимость  работ разделения за поставляемый в  США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью, в рамках исполнения обязательств Российской Федерации  в области разоружения и контроля над вооружениями. В 2004 году доходы целевых бюджетных фондов сформированы из аналогичного источника и составили 14 млрд. 61 млн. 500 тыс. рублей. В 2005 году фонд упразднён и других действующих  целевых бюджетных фондов в бюджете  РФ на 2005 год заложено не было. Целевое  финансирование в 2005 году полностью  переведено на целевые программы, например, упразднение в 2001 году федерального экологического фонда Российской Федерации  предшествовало разработке федеральной  целевой программы «Экология  и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утверждённой Правительством РФ от 7 декабря 2001 года № 860.

 

Что касается целевых бюджетных  фондов, действующих в Хабаровском  крае в 2003-2005 годах. Здесь также имеет  место тенденция упразднения  фондов и перехода на целевые программы.

 

Так, в краевой бюджет 2003 года были включены средства следующих  целевых бюджетных фондов:

резервный фонд Правительства  края;

фонд финансовой поддержки  бюджетов муниципальных образований: городов и районов края;

гарантийный инвестиционный фонд;

фонд финансовой поддержки  завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к  ним местности;

целевой бюджетный территориальный  дорожный фонд;

фонд реформирования муниципальных  финансов.

 

Порядок формирования и расходования средств краевых целевых бюджетных  фондов определяется Правительством края.

 

Так, согласно смете доходов  и расходов целевого бюджетного территориального дорожного фонда на 2003 год (приложение 14 к закону Хабаровского края от 30.12.2002 года № 82), доходы фонда были запланированы  в сумме 1 млрд. 785 тыс. 611 тыс. рублей. Доходы фонда формировались за счёт:

 

- транспортного налога;

 

- акцизов на нефтепродукты  в размере 50 процентов доходов;

 

- земельного налога в  размере 100 процентов, подлежащего  зачислению в краевой бюджет;

 

- поступлений от погашения  задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу на  пользователей автомобильных дорог,  штрафам и пеням за несвоевременную  уплату указанного налога, а также  по заключительным расчетам по  налогу на пользователей автомобильных  дорог за 2002 год;

 

- поступлений от погашения  задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу с  владельцев транспортных средств  и по налогу на приобретение  транспортных средств;

 

- субвенций краевому бюджету,  выделяемых из федерального бюджета  на финансирование дорожного  хозяйства.

 

Распорядителем целевого бюджетного территориального дорожного  фонда является краевое государственное  учреждение «Хабаровское управление автомобильных  дорог».

 

Денежные средства фонда  в 2003 году направлялись на следующие  цели:

 

- ремонт автомобильных  дорог;

 

- содержание автомобильных  дорог и сооружений на них;

 

- капитальные вложения  на строительство и реконструкцию  автомобильных дорог;

 

- субвенции и субсидии  на федеральные дороги;

 

- краевые расходы, связанные  с платой за земли, занятые  краевыми дорогами, затратами на  управление дорожным хозяйством  и т.д. 

 

В краевой бюджет на 2004 год  были включены средства следующих краевых  целевых бюджетных фондов:

резервного фонда Правительства  края;

фонда финансовой поддержки  бюджетов муниципальных образований  края;

целевого бюджетного территориального дорожного фонда;

фонда реформирования муниципальных  финансов.

 

Согласно приложению 2 к  Закону Хабаровского края от 29.12.2003 года № 155, в бюджете Хабаровского края на 2004 год доходы целевых бюджетных  фондов составляли 1 млрд. 59 млн. 55 тыс. рублей.

 

В 2005 году также был образован  целевой бюджетный дорожный фонд по доходам в сумме 1 млрд. 459 млн. 55 тыс. рублей.

 

Источником формирования дорожного фонда явились:

 

1. транспортный налог;

 

2. акцизы на бензин, дизельное  топливо и моторное масло для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей, производимые  на территории Российской Федерации,  а также доходы от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в краевой бюджет;

 

3. арендная плата и поступления  от продажи права на заключение  договоров аренды за земли  городских поселений до разграничения  государственной собственности  на землю в размере 55,17 процента  от суммы доходов, подлежащих  зачислению в краевой бюджет;

 

4. поступления от погашения  задолженности, образовавшейся по  налогу на пользователей автомобильных  дорог, по налогу с владельцев  транспортных средств и по  налогу на приобретение транспортных  средств;

 

5. субвенции и субсидии  краевому бюджету, выделяемые  из федерального бюджета на  финансирование дорожного хозяйства;

 

6. прочие доходы в соответствии  с действующим законодательством.

 

Денежный средства дорожного  фонда в 2005 году направляются на:

 

- ремонт автомобильных  дорог;

 

- содержание автомобильных  дорог и сооружений на них;

 

- капитальные вложения  на строительство и реконструкцию  автомобильных дорог;

 

-  краевые расходы (плата  за земли, занятые краевыми  дорогами, затраты на управление  дорожным хозяйством краевого  бюджета и т.д.).

 

Необходимо отметить, что  в 2005 году в состав краевого бюджета  были включены средства только целевого бюджетного дорожного фонда.

 

Что касается бюджета города Хабаровска. Здесь также прослеживается чёткая картина отказа от функционирования целевых бюджетных фондов. Так, при  формировании бюджета города Хабаровска на 2003 год был упразднён целевой бюджетный фонд развития города Хабаровска, что предшествовало принятию одноимённой целевой бюджетной программы.

 

Кроме этого, первоначально, в Решении Хабаровской городской  Думы от 31.12.2002 года № 299 «О бюджете города на 2003 год», предполагалось упразднить целевой бюджетный экологический  фонд и целевой бюджетный санитарно - эпидемиологический фонд, а на основе этих фондов разработать аналогичные  целевые программы (Экологическую  и санитарно-эпидемиологическую), но 18 февраля 2004 года были внесены изменения  в Решение и упразднён только целевой бюджетный фонд развития города Хабаровска.

 

Итак, в состав бюджета  города Хабаровска в 2003 году были включены средства следующих целевых бюджетных  фондов:

 

1. Целевой бюджетный санитарно-эпидемиологический  фонд (826 тыс. рублей).

 

2. Целевой бюджетный экологический  фонд г. Хабаровска (12,1 млн. рублей).

 

Целевой бюджетный санитарно-эпидемиологический формируется за счёт штрафов за санитарно-эпидемиологические нарушения. Средства санитарно-эпидемиологического  фонда были потрачены на профилактику инфекционных заболеваний, приобретение питательных бактериальных сред и лабораторного оборудования, разработку целевых профилактических программ и мероприятия социально-гигиенического мониторинга.

 

Целевой бюджетный экологический  фонд формируется за счёт следующих  основных источников:

 

1. Плата за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ  в окружающую природную среду,  размещение отходов и другие  виды загрязнения.

 

2. Штрафы за экологические  правонарушения, суммы по искам  о возмещении вреда, причинённого  окружающей среде.

 

Расходы экологического фонда  были направлены на реализацию мероприятий  городской экологической программы, строительство второй очереди очистных сооружений канализации проектной  мощностью 220 тыс. куб. метров в сутки, приобретение оборудования для переработки  автошин и отходов резинотехнических  изделий, спецавтомобилей для вывозки  бытового мусора, создание питомника по выращиванию саженцев кустарников и деревьев, реконструкцию особо охраняемой зоны – парка «Динамо» и городских прудов и т.д.

 

Данные фонды продолжили своё существование в бюджете  города Хабаровска в 2004 и 2005 годах.

2.2. Вертикальный и горизонтальный  анализ формирования и использования  целевых бюджетных фондов за 2003-2005 годы

 

Вертикальный анализ данных подразумевает исследование показателей  в их динамике за определенный период времени. Для наглядности анализа  необходимо построить таблицу, куда включить анализируемые показатели (таб. 2.1.).

 

Как видно из таблицы 2.1., на федеральном и субфедеральном уровнях  наблюдается падение объёмов  финансовых ресурсов целевых бюджетных  фондов. В 2005 году величина финансовых ресурсов фондов (по Хабаровскому краю) также ниже уровня базисного (2002) года.

Информация о работе Бюджетные фонды