Бюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:02, курсовая работа

Описание

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ основных направлений развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Основные направления развития бюджетных
отношений в РФ в современных условиях 5
1.1. Понятие и основные черты бюджетных отношений в РФ на современном
этапе 5
1.2. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути
их решения 10
1.3. Бюджетные отношения и пути их совершенствования 16
2. Аналитическая часть 21
3. Практическая часть 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

бюджетные отношения.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Основные направления совершенствования  бюджетных отношений до 2006 г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние  несколько лет позволяет подтвердить  действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВАРИАНТ 2

Таблица 1

Поступления доходов по основным источникам в бюджет

Вид дохода

В руб.

в процентах к общей сумме  доходов

Налог на прибыль

676140

12.7

Подоходный налог с физических лиц

550832

10.3

Налог на добавленную стоимость

489837

9.2

Налог на имущество предприятий

1117106

20.9

Плата за недра

1365896

25.6

Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

1091028

20.4

Земельный налог

40757

0.8

Неналоговые доходы – всего

    из них:

64881

1.2

доходы от государственной собственности

7250

0.1

доходы от продажи принадлежащего государству имущества

1850

0.03

прочие неналоговые доходы

    в том числе:

55781

1.0

возврат за пользование кредитом

35000

0.7

ИТОГО ДОХОДОВ

5396477

 

в том числе отчисления в ГНИ  и НП

53384

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

5343093

 

 

Налоговые  источники доходов  в окружном бюджете составляют 99.1%

Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес в структуре налоговых  доходов занимают отчисления на плату за недра 25.6%, налог на имущество предприятий 20.9% и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 20.4%.

Несколько меньшее место долей  вышеперечисленных налогов занимают доли налога на прибыль 13% ,  подоходного  налога с физических лиц 10% и налога на добавленную стоимость 9%. Можно попытаться выявить резервы относительно данных налогов для увеличения их доли в бюджете округа.

Очень незначительную долю в бюджете  округа занимает земельный налог - всего 1% и в принципе существуют большие возможности по  увеличению  его доли.

При рассмотрении проблем формирования доходной части год, для анализа  прошлых ошибок и выявления позитивных новшеств.

Для анализа особенностей бюджетной  и налоговой систем зарубежных стран, нами были выбраны страны со сходным с Российским административно-территориальным трехуровневым устройством и схожими природно-климатическими условиями.

Таблица 2

Структура налоговых поступлений  в федеральный бюджет и региональные бюджеты

(в %% к сумме консолидированного бюджета)                                            

Виды налогов

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Налоговые доходы – всего

В том числе:

51.2

48.8

Прямые налоги на прибыль, доход

30.9

69.1

Налоги на товары и услуги

78.3

21.7

Налоги на имущество

0.95

99.05

Платежи за использование природных  ресурсов

37.6

63.2

Налоги на внешнюю торговлю и  внешнеэкономические операции

100.0

-

Прочие налоги, сборы и пошлины

2.2

97.8


 

Следует отметить, что в целом  более половины (51.2%) налоговых поступлений  концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов - 78.3%. Ранее уже отмечалось, что в налоговой системе России доминирующую роль занимают именно косвенные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы). Прямые же налоги концентрируются преимущественно на региональном уровне. Так, в региональных бюджетах остается 66.7% налога на прибыль, 90.0% подоходного налога с физических лиц; 62.4% платежей за пользование природными ресурсами; практически весь налог на имущество предприятий (99.05%).

Таким образом, пополнение доходных источников региональных бюджетов идет преимущественно  за счет фактического перераспределения  федеральных налогов. И это связано  не только с нарушениями отдельными субъектами действующего законодательства; это еще и общая тенденция бюджетной политики государства, ориентированной на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральном бюджете.

Тем не менее говорить о самостоятельности  региональных бюджетов еще рано, хотя уровень закрепленных доходов по сравнению с прошлыми годами  повысился. При составлении регионального бюджета его доходная структура должна полностью контролироваться властями соответствующего уровня, то есть она должна формироваться преимущественно региональными налогами и местными тарифами.

Реальный путь стимулирования развития производства на региональном уровне через налогово-правовую среду предполагает не столько уменьшение абсолютного  налогового бремени, сколько снижение относительного налогового бремени  при росте объемов производства в физическом выражении. Предполагается также перекрыть все источники питания паразитического капитала, облегчив формирование производительного капитала. Поэтому, кроме оптимизации структуры доходной базы для региональных бюджетов, особое значение имеет правильная оценка налоговой активности региона.

Говоря о рациональном распределении  налоговых доходов по территориям,  необходимо иметь в виду, что в  последнее время наметилась еще  одна тенденция, не учитывать которую  было бы неразумно. Речь идет о том, что в последнее время понятия “бюджетная” и “финансовая” обеспеченность регионов, бывшие ранее почти синонимами, сегодня все больше различаются и по количественной и по сущностной характеристикам. Ранее территориальные и местные органы власти кроме бюджета практически не имели других источников финансирования своих расходов. Сегодня ситуация радикально изменилась.

Это связано прежде всего с тем, что происходит коммерциализация социальной сферы. Теперь налогоплательщик помимо налогов оплачивает из собственных доходов все больше социальных расходов: коммунальное обслуживание, плата за жилье, образование, здравоохранение и т.д. Соответственно снижается доля бюджетных расходов в обеспечении государством социальных гарантий.

Кроме того в территориальном  бюджете появляются новые и достаточно весомые статьи доходов, связанные с коммерческой деятельностью самих региональных органов власти и управления. Так как наш регион экспортирует природные ресурсы, то имеет довольно значительный доход от этой деятельности.

Таким образом происходит постепенная, но все более ощутимая переориентация доходов региональных бюджетов на неналоговые  поступления. Более того, региональные власти все более активно выходят  на рынок капитала, формируя еще  один нетрадиционный источник доходов своих бюджетов - заемные средства.

Выбор оптимального решения проблемы рационального перераспределения  налогов между уровнями бюджетной  системы может быть определен  только в результате достаточно длительного  периода эволюции национальной бюджетной системы. Только накопившийся собственный опыт позволит, учитывая специфику экономических условий, определить такое сочетание конкретных видов налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и методов их распределения, которое в максимальной степени будет соответствовать функциональному назначению тех или иных налогов и степени их влияния на процесс общественного воспроизводства.

По-прежнему остается высокой задолженность  в бюджеты всех уровней, на 01.01.04 г. она составила 10750 млрд. руб. Недоимка по платежам в бюджетную систему по территориям округа на 01.01.04 г. распределилась следующим образом:

К объему поступлений  по территории

Таблица 3

Район 1

2772.5 млрд. руб.

96.9%

Район 2

1655.5 млрд. руб.

40.5%

Район 3

1211.4 млрд. руб.

236.7%

Район 3

756.6 млрд. руб.

54.7%

Район 4

688.3 млрд. руб.

22.6%


 

Недоимка по видам налогов составляет на 01.01 04 г.:

Таблица 4

Платежи за пользование недрами (плата  за недра, акцизы)

3723.5 млрд. руб.

96.9%

Налог на добавленную стоимость

3335.7 млрд. руб.

40.5%

Налог на прибыль

1688.6 млрд. руб.

15.7%

Налог на имущество

892.4 млрд. руб.

8.3%


 Кроме текущей задолженности  еще существуют отсроченные платежи,  общая сумма которых составила1791.8 млрд. руб.   

Поступления во все уровни бюджетов связаны с размещением производительных сил округа, а именно, предприятий топливно-энергетического комплекса и находятся в прямой зависимости от финансового состояния нефтедобывающих предприятий. В настоящее время большинство предприятий находятся в тяжелейших финансовых условиях из-за огромной дебиторской задолженности, вследствие чего данные предприятия не могут осуществить своевременную уплату всех налогов и обязательных платежей в окружной бюджет. Еще одной важной причиной задолженности в бюджеты всех уровней является создание вертикальных финансовых компаний за пределами округа, в результате чего основные налогоплательщики округа - предприятия ТЭК получают на свои счета не более 25% выручки от реализованной продукции, а с бюджетами различных уровней рассчитываются взаимозачетами, товарным кредитом, натуроплатой, КНО.

Основные доначисления произведены  по следующим видам налогов:

НДС                           - 32.7%

акцизы                       - 2.1%

налог на прибыль    - 47.6%

В разрезе форм собственности основная доля нарушений приходится на:

    • частная форма собственности                 - 69%
    • общественные организации                     - 6.2%
    • смешанная российская собственность   - 14.2%

Нарушения налогового законодательства и доначисленные суммы по отраслям хозяйствования распределились следующим образом:

    • торговля                                                       - 48%
    • строительство                                              - 20%
    • нефтедобывающая промышленность     - 10%

Взыскано в бюджетную систему 285.1 млрд. руб.

Наиболее частыми способами  уклонения от налогообложения являются:

    1. Завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий - 26% выявленных нарушений
    2. Занижение объема реализованной продукции - 25%
    3. Ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции - 3%

В расчете на одного налогового инспектора приходится 8 документальных проверок, а сумма доначислений составила 1267.4 млн. руб. в год.

Совместно с органами налоговой  полиции произведено 142 документальные проверки на предприятиях, по которым  доначислено 260.6 млрд. руб.

В результате 17532 проверок налогоплательщиков физических лиц, сумма доначисленных  налогов составила 13.6 млрд. руб. на 01.01.04

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Информация о работе Бюджетные отношения