Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 02:53, курсовая работа
Бюджетный процесс – регламентирующий законодательством порядок
составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета соответствующего уровня.
Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
. Бюджетный процесс в Российской Федерации: понятие, участники бюджетного процесса………………………………………………………..3
2. Планирование основных параметров федерального бюджета на 2012-2014 гг…………………………………………………………………........11
3. Порядок исполнения федерального бюджета…………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….30
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики РФ и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (31-34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).
Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 6:
Таблица 6
Прогноз доходов федерального бюджета
Показатель | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
оценка | В % к ВВП | прогноз | В % к ВВП | прогноз | В % к ВВП | прогноз | В % к ВВП | |
Доходы, всего, млрд.руб. | 11068,6 | 20,7 | 11779,9 | 20,1 | 12 705,9 | 19,6 | 14 091,8 | 19,4 |
в том числе: | - | - | - | - | - | - | - | - |
Нефтегазовые доходы | 5 462,0 | 10,2 | 5 574,9 | 9,5 | 5 645,8 | 8,7 | 6 127,2 | 8,4 |
НДПИ | 1 946,1 | 3,6 | 2 066,7 | 3,5 | 2 177,5 | 3,4 | 2 388,9 | 3,3 |
Таможенные пошлины | 3 515,9 | 6,6 | 3 508,2 | 6,0 | 3 468,3 | 5,3 | 3 738,3 | 5,2 |
Нефтегазовые доходы | 5 606,6 | 10,5 | 6 205,0 | 10,6 | 7 060,1 | 10,9 | 7 964,6 | 11,0 |
НДС | 3 245,8 | 6,1 | 3 688,8 | 6,3 | 4 183,9 | 6,5 | 4 745,2 | 6,5 |
Налог на прибыль организаций | 338,8 | 0,6 | 371,9 | 0,6 | 392,4 | 0,6 | 416,5 | 0,6 |
Акцизы | 270,4 | 0,5 | 403,9 | 0,7 | 591,6 | 0,9 | 772,5 | 1,1 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 17,4 | 0,0 | 20,7 | 0,0 | 28,0 | 0,0 | 35,9 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 752,4 | 1,4 | 865,0 | 1,5 | 976,9 | 1,5 | 1106,7 | 1,5 |
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:
– передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, заработной платы судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;
– индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
- проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
- реализации новых федеральных целевых программ.
- уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения ряда новых расходных обязательств.
Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 7):
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
| 2011 год сводная бюджетная роспись на 1.09.2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
проект млрд. руб. | В % к предыдущему году | проект млрд. руб. | В % к предыдущему году | проект млрд. руб | В % к предыдущему году | ||
ВСЕГО | 11 027,1 | 12656,4 | 114,8 | 13730,6 | 108,5 | 14582,9 | 106,2 |
Условно утвержденные | - | - | - | 343,3 | - | 833,6 | - |
ВСЕГО | 11 027,1 | 12656,4 | 114,8 | 13387,3 | 105,8 | 13749,4 | 102,7 |
в том числе: | - | - | - | - | - | - | - |
Общегосударственные вопросы | 844,6 | 832,9 | 98,6 | 831,0 | 99,8 | 814,2 | 98,0 |
Национальная оборона | 1 537,4 | 1 853,3 | 120,5 | 2 329,4 | 125,7 | 2 737,4 | 117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 242,1 | 1 822,0 | 146,7 | 1 981,2 | 108,7 | 2 072,5 | 104,6 |
Национальная экономика | 1 784,9 | 1 797,2 | 100,7 | 1 720,5 | 95,7 | 1 653,0 | 96,1 |
ЖКХ | 234,1 | 136,0 | 58,1 | 104,3 | 76,7 | 73,8 | 70,8 |
Охрана окружающей среды | 17,6 | 21,7 | 123,1 | 22,6 | 104,2 | 23,6 | 104,7 |
Образование | 560,0 | 603,5 | 107,8 | 558,9 | 92,6 | 499,5 | 89,4 |
Культура, кинематография | 88,0 | 86,2 | 98,0 | 84,6 | 98,1 | 82,7 | 97,8 |
Здравоохранение | 503,7 | 551,1 | 109,4 | 503,3 | 91,3 | 461,8 | 91,8 |
Социальная политика | 3 135,3 | 3 895,9 | 124,3 | 4 155,3 | 106,7 | 4 163,6 | 100,2 |
Физическая культура и спорт | 44,0 | 40,8 | 92,8 | 40,3 | 98,7 | 27,7 | 68,8 |
СМИ | 61,3 | 73,5 | 119,9 | 70,6 | 96,0 | 65,5 | 92,8 |
Обслуживание государственного долга | 350,7 | 388,4 | 110,8 | 482,3 | 124,2 | 579,2 | 120,1 |
Межбюджетные трансферты | 623,4 | 553,9 | 88,8 | 503,0 | 90,8 | 494,7 | 98,3 |
В 2012-2014 годах увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 270,5 млрд. рублей и в 2013 году – на 317,4 млрд. рублей.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом и в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов является, начиная с 2012 года, особенность планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям в рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. Порядок исполнения федерального бюджета
Для того чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:
1. доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;
2. расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ, «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:
1) перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
2) распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
3) возврат излишне уплаченных сумм доходов;
4) учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.
Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство.
Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.
Источники поступления налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками.
Законом о бюджете на соответствующий год за каждым уровнем бюджета закрепляются налоги, полностью перечисляемые в доход федерального или регионального бюджета. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов – органы федерального казначейства на территории. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу казначейства, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают все вопросы по учету, возврату и перезачету налогов по уровням бюджетов с соответствующим территориальным органом налоговой инспекции.