Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет.

Основными задачами курсовой работы являются:

- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической

категории, его функций;

- рассмотрение источников формирования и направлений расходования

средств государственного бюджета;

- изучить бюджет на 2010г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 10
1.3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 13
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 2010 Г. 17
2.1.. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА 2010 Г. 17
2.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2011 - 2012 ГГ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по гос. и мун. финансам111.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» 

Кафедра экономической теории и экономики 

*** 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по курсу  «Государственные и муниципальные финансы»

Тема: Бюджетный процесс в Российской федерации

*** 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнил:

                                                                         Студент группы:

                                  Ф.И.О.:.

                                                                                     Проверил:

*** 
 
 
 
 

Шумиха

2010

Содержание: 
 

Введение

      Государственный бюджет — 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств, 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

      Для начала следует рассмотреть историю  государственного бюджета. Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.

      Ситуация, когда армия и государственный  аппарат "заедали" большую часть  казны, вполне типична для всех древних  и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80-90%.

      Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием  парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед  кем не ответственен, бюджет имеет  лишь форму сметы, т. е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоанновна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.

      В странах, где не было парламентской  системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии  бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его "баланс" — государственный бюджет.

      В течение 20 в. в бюджетах всех стран  мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного  современного государственного бюджета  — это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

      В начале 20 столетия основная сумма средств была сосредоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом — федеральный бюджет, то в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно использовать их по приоритетным направлениям.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

      До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.

      Согласно  статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

      • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

      • бюджеты городских и сельских поселений

      Целью моей курсовой работы является рассмотрение  государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

      Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет.

Основными задачами курсовой работы являются:

-         раскрытие содержания государственного  бюджета как экономической

категории, его функций;

-         рассмотрение источников формирования  и направлений расходования

средств государственного бюджета;

-         изучить бюджет на 2010г. 
 

1. Сущность государственного бюджета

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

    Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета.

    Общее понятие государственного бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

    Однако  в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств». В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

    Хотя  материальное содержание бюджета не является постоянным, объем

концентрируемых в нем денежных средств постоянно  меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

    Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

    Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

    Главное назначение государственного бюджета - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

    Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.

2.   Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3.     С помощью государственного бюджета происходит перераспределение

национального дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами

Российской  Федерации и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их.

    Выполнение  этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

    Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.).

    В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

    Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его функциях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации