Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет.

Основными задачами курсовой работы являются:

- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической

категории, его функций;

- рассмотрение источников формирования и направлений расходования

средств государственного бюджета;

- изучить бюджет на 2010г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 10
1.3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 13
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 2010 Г. 17
2.1.. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА 2010 Г. 17
2.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2011 - 2012 ГГ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по гос. и мун. финансам111.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

    2.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в 2011 - 2012 гг. 

    Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

    В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются, в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

    На  фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

    В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.

    Исходя  из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета  будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

    Несмотря  на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной  системы объем расходов в следующем  году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей.

    Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.

    Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

    Существенно ухудшен прогноз показателей  внешней торговли: в 2010 году по сравнению  с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится  на 45% , импорт – на 55-58%.

    По  новым оценкам прибыль предприятий для целей налогообложения будет ниже, чем закладывалось Федеральным законом № 204-ФЗ, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.

    Сокращение  доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий  развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

    Наряду  с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться  на складывающуюся в экономике ситуацию.

    Развитие  экономики в 2010-2012 годах будет  определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой  экономики из кризиса и динамикой  цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных  инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

    Согласно  текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики  и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.

    Прогноз добычи нефти учитывает то, что  с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет  снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется  на уровне 483 млн. т. в год. Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.

    Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет  происходить главным образом  за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

    Доходы  населения в реальном выражении  в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению  с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10-11%  в год.

    Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том  числе условно утверждаемые             234,0 483,1
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0
 

    Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

    Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 3.2):

Источники покрытия дефицита федерального бюджета  
млрд. рублей

 
Наименование 
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
в %% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
в том числе:        
за  счет средств Резервного фонда 3028,3 1 674,6 5,6 -
в %% к ВВП 7,9 4,0    
за  счет Фонда национального благосостояния - 681,7 737,0 712,1
в %% к ВВП - 1,6 1,6 1,4
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 405,2 830,3 1 269,1 851,7
в %% к ВВП 1,05 2,0 2,7 1,6
 

    В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3):

Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  
млрд. рублей

 
Наименование 
2009 год Прогноз
Прогноз 2010 год  2011 год  2012 год 
Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6 1 550,0 0,0 0,0
%% к ВВП 10,5 3,7 0,0 0,6
Доходы  от управления средствами Резервного фонда  205,1 * *  
Курсовая  разница  388,2 124,6 5,6 0,0
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета  - 3 028,3 - 1 674,6 - 5,6 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1 592,6 0,0 0,0 0,0
%% к ВВП 4,1 0,0 0,0 0,0
 Средства  Резервного фонда, размещенные  в финансовых активах  42,6 42,6 42,6 42,6
Объем Резервного фонда на конец года без  учета размещения в финансовых активах 1 550,0 0,0 0,0 0,0
Объем Фонда национального благосостояния  
на начало года
2 584,5 2 804,4 2 314,3 1 625,9
%% к ВВП 6,7 6,6 4,9 3,1
Доходы  от управления средствами Фонда национального  благосостояния 79,2 ** ** **

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации