Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.
Вывоз денег производится инкассаторами Центрального хранилища на основании распоряжении ДЭКО и доверенности Центрального хранилища.
Образование резервных фондов является важнейшим элементом эмиссионно-кассовой работы ЦБ РФ. Резервные фонды представляют собой запас денежных билетов и монеты для последующего их выпуска в обращение по мере необходимости через оборотные кассы. Резервные фонды в РКЦ создаются с разрешения ЦБ РФ.
Резервные
фонды находятся в
Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.
Доставка денежной наличности осуществляется тремя способами:
- через филиалы Центрального хранилища Банка России;
- через региональные резервные фонды, находящиеся в ведении Банка России;
- непосредственно с предприятий Гознак в учреждения Банка России (такой вариант используется для центральных областей России).
Денежные знаки, находящиеся в резервных фондах, не считаются деньгами, которые находятся в обращении, поскольку они не совершают движения, а являются резервом.
Последний этап работы с наличными деньгами - их уничтожение. Для этого приказом Центрального Банка РФ создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.
Ежедневно уничтожается 300 млн. руб. (за год - более 100 млрд. руб.), вместо них Банк России выпускает в обращение новые банкноты.
Банк России, являясь эмиссионным центром, осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения.
Эмиссионное регулирование включает:
1. Определение эмиссионного результата, как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);
2. Документальное оформление совершаемых эмиссионных операций. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что для достижения целей,
предусмотренных Федеральным
3. Банковский сектор России в условиях кризиса
3.1.
Стратегия развития
К числу важнейших задач, которые стоят сегодня перед национальной банковской системой, относятся:
-
повышение эффективности
-
финансовое обеспечение
-
финансовая поддержка
-
содействие структурной
-
содействие экономической
- расширение ипотечного и потребительского кредитования, стимулирование развития предпринимательских способностей российский граждан, повышение их кредитной структуры.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. [17]
Вторая
проблема - недостаточная
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста. [12]
Активы российской банковской системы в феврале 2009 года сократились на 2 процента до 28,25 триллиона рублей. Такого снижения активов не наблюдалось с 2005 года. Сокращение активов было отмечено даже у крупных госбанков Сбербанка и ВТБ, чьи показатели снизились на 15,3 и 174 миллиарда рублей соответственно. При этом в феврале было отмечено в основном снижение розничных кредитов на 2,5 %. Убытки банковской системы в прошлом месяце оцениваются в 4,4 миллиарда рублей.
На поддержку Банковского сектора Правительство России уже выделило в качестве субординированных кредитов уже более 900 миллиардов рублей сроком не менее чем на пять лет, которые, в свою очередь, планировались для размещения в реальном секторе экономики. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных. Проблема в том, что не все банки распорядились госсредствами добросовестно. Таким образом оправдываются опасения, что государственная помощь банковскому сектору вместо того, чтобы работать в России, уводится за кордон. Для борьбы с этим явлением Центробанк РФ объявил о повышении ставки рефинансирования (с 1.12.2008 до 13% ), а также об отзыве лицензий сразу у трех российских банков. Вообще-то, государственная поддержка изначально была призвана помочь не банкам, а отечественному реальному сектору экономики. Субординированный кредит предоставляется на льготных условиях. Он привлекается кредитной организацией на срок не менее 5 лет и не может быть истребован кредитором ранее окончания срока действия договора, если заемщик не нарушает его условия. Проценты по такому кредиту не могут превышать размера ставки рефинансирования ЦБ РФ и не могут меняться в течение срока договора. Выплата основной суммы долга происходит одним платежом по окончании срока действия договора. [15]
Общее
число действующих кредитных
организаций в России за январь-февраль
2009 г сократилось на 8 – с 1108 до
1100. Из всех действующих кредитных организаций
1051 являются банками и 49 - небанковскими
кредитными организациями.
С 24 апреля 2009 года
ставка рефинансирования Центробанка
снижена и установлена в размере 12,5 % годовых.
Ранее ставка рефинансирования составляла
13 %. В связи с этим изменяется и порядок
исчисления налога с доходов по банковским
вкладам. Одновременно были снижены процентные
ставки по другим инструментам рефинансирования
и депозитам, размещаемым в ЦБ. Также Совет
директоров Банка Российской Федерации
принял решение о продлении установленных
сроков поэтапного увеличения действующих
в данный момент нормативов обязательных
резервов с ежемесячным их увеличением
на 0, 5 процентного пункта с 01. 05. 2009 по 01. 08.
2009.
14
мая 2009 года Совет директоров
Банка России принял решение
о снижении года ставки
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В
этой ситуации на состояние банковского
сектора будет оказывать
3.2 Меры Центрального Банка по выходу страны из кризиса
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно - кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Банк
России намерен в основном завершить
переход к режиму таргетирования
инфляции, предполагающему приоритет
цели по снижению инфляции. Однако в
ближайшее время денежно-