Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел 4 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 гг., 3 из которых основываются на прогнозах правительства РФ.
В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу, предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 г может составить: по первому варианту - 60 долл/баррель; по второму - 75 долл/баррель; по третьему - 88 долл/баррель; по четвертому - 115 долл/баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта, ВВП может расти в 2010 и 2011 гг темпами 5,5-7,1 %, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.
Расчеты по денежной программе на 2009-2011 гг осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса.
В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.
Тенденции
изменения курса рубля в
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. [5]
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения цен на российские энергоносители, ожидается сокращение иностранных активов, что повлияет на укрепление национальной валюты. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО. [14]
В
рамках системы управления ликвидностью
банковского сектора Банк России
продолжит улучшать условия доступа
кредитных организаций к
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.[13]
В 2009-2011 г. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином РФ как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г Минфином совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. [21]
Таким
образом, банковский сектор столкнется
с новыми трудностями, при этом в
2009 году риск рефинансирования долгов,
по всей видимости, возрастет. На российских
кредитных рынках будет по-прежнему
сохраняться дефицит ресурсов, а
доля плохих кредитов, как ожидается, возрастет.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банк России, обладая особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам, не является государственным банком. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Первая глава «Правовой статус, основные цели и задачи Банка России» отражает общие положения о Центральном Банке Российской Федерации, в частности его возникновение, развитие, принципы организации деятельности, которую он осуществляет для достижения поставленных перед ним целей и задач. Также подчеркивается важная роль Банка России в политической и экономической жизни страны, которая зависит от эффективности его деятельности.
Вторая глава «Основные операции и функции Банка России» отражает основные функции и операции, которые осуществляет Центральный Банк Российской Федерации. Проведение единой государственной денежно-кредитной политики рассматривается как первостепенная функция Банка России. Здесь же рассматривается процесс выпуска наличных денег в обращение.
Третья глава данной работы посвящается банковской системе. В ней отражены мероприятия, воздействующие на банковскую систему, которые могут либо положительно, либо отрицательно влиять на экономику страны.
После проделенной работы можно сделать следующий выводы: Центральный Банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность Центрального Банка страны.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.
Банковская система – это основа основ экономики, без которой невозможно развитие ни одной отрасли, без которой невозможно решение ни одной из социальных задач государства. И конечно же говоря о банковской системе нельзя не упомянуть Банк России, который обладает мощнейшими рычагами, необходимыми для развития, необходимыми для развития экономики. И без его активного участия в поддержании высокого экономического роста мы не сможем совершить конкурентный прорыв.
Гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтверждается – усиление роли банковского сектора во главе с ЦБ РФ позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста.
Результаты,
полученные в ходе исследования, могут
быть использованы при дальнейшем обучении
в практической деятельности банковских
работников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г и период 2010 и 2011 годов// Деньги и кредит №1, 2009 г. – 121 С.
6. Постановление ФКЦБ России от 18 июня 2003г. № 03-30/ПС «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями).
7. Банк России в XXI веке. Сборник статей./ Под ред. П.Д. Баренбойма, В.И. Лафитского - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003 г. – 23 С.
8. Банковское дело / под редакцией Лаврушина О.И. – М.: КНОРУС, 2009.- 381 С.
9. Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального Банка как основной вопрос конституционной экономики в России / Очерки конституционной экономики: Статус Банка России - М., 2003 г. – 10 С.
10. Гайдар и Всемирный банк ждут кризиса, а Центробанк и Сбербанк/Банковское обозрение, № 2, 2006 г. – 32 С.
11. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: Организация деятельности, М.: ДЕКА, 2004 г. – 699 С.
12. Козлов А.А. некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России // Деньги и Кредит № 2, 2005 г. – 12 С.
13. Кураторы ЦБ РФ пропишутся в банках. Регулятор переходит к инсайдерскому надзору//Банковское обозрение, №1, 2006 г. – 26 С.
14. Моисеев С.Р. Процентная политика и проблемные активы//Банковское Дело, №4, 2009 г. – 103 С.
15. Тагирбеков К.Р. Организация деятельности коммерческого банка, М.: Весь мир, 2006 г. – 848 С.
16. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело), М.: Весь мир, 2006 г. – 703 С.
17. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги и Кредит №2, 2006 г. – 151 С.
18. Обзор банковского сектора Российской Федерации // Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru
19. История развития Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankir.ru
20. История возникновения Центрального
Банка РФ.[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.internetelite.biz/
21.
Официальный сайт председателя
правительства РФ. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.premier.gov.ru/