Дефицит бюджета, проблемы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования бюджетного дефицита;
2. Проанализировать государственный бюджет за 2008-2010 годы;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность и причины возникновения дефицита бюджета
1.2. Формы и виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ ЗА 2008-2010 ГОДЫ
2.1. Анализ доходов Государственного бюджета РФ за 2008-2010 годы
2.2. Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2008-2010 годы
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Проблемы управления бюджетным дефицитом
3.2. Пути решения бюджетного дефицита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа финансы№№1.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Проанализируем данные о доходах государственного бюджета РФ за 2008 г.

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступили администрируемые доходы на сумму 4078,7 млрд. руб., что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой (далее ФНС) России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями Налогами на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) (39%), Налогами на добавленную стоимость (далее НДС) (24%) и налога на прибыль (19%). Налог на прибыль организаций, поступивший в федеральный бюджет в 2008 году, равен 761.1 млрд. руб., то есть превышает поступления 2007 года на 119,8 млрд. руб., или на 18,7%.

 

Поступления Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. руб. и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

Поступления НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, в 2008 году равны 998,4 млрд. руб., то есть по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. По экспертным оценкам службы, в сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в соответствие условиям 2008 года) темп роста НДС составляет 107,7%.

НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ из Республики Беларусь, получен в сумме 40,3 млрд. руб., что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125.2 млрд. руб. (показатель предыдущего года превышен на 15,1%).

Налог на добычу полезных ископаемых в 2008 году перечислен в федеральный бюджет в размере 1604,7 млрд. руб. (в том числе с добычи нефти получено 1493 млрд. руб., с добычи газа горючего природного — 90,5 млрд. руб., с добычи газового конденсата из всех видов месторождений — 8,4 млрд. руб.). По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Сумма страховых взносов, зачисленных в Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) в 2008 году, составила 1251,4 млрд. руб., что превышает аналогичный показатель 2007 года на 23,3%. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74 млрд. руб., что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

 

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 89,3 млрд. руб., что на 24,4% больше, чем в 2007 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 162,4 млрд. руб., что на 22,6% больше, чем в 2007 году.

Профицит составил — 1 707,5 млрд. рублей — 4,1% ВВП. [11]

 

Далее проведём анализ данных о доходах государственного бюджета  РФ за 2009 г.

 

Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 процентного пункта (далее п.п.). ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам,  оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более, чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.

В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1  и  66,0  млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

Фактический дефицит бюджета в 2009 году - 6,4% ВВП против плановых 8,3%, внеплановые доходы федерального бюджета - 618 млрд рублей, неизрасходованные средства бюджета - 286 млрд рублей. Дорогая нефть даст правительству шансы на дефицит бюджета-2010 в 3-4% против плановых 6,8%.[12]

Проанализируем данные о доходах государсвтенного бюджета РФ за 2010 г.

В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8303,8 млрд. руб., что на 13,2% выше аналогичного показателя 2009 года. Доходы, за вычетом инвестиционного дохода нефтегазовых фондов и ЕСН составили 8118,1 млрд. руб., что на 24,3% превышает показатели 2009 года. 

По итогам 2010 года доходы федерального бюджета оказались немного ниже доходов 2009 года. Однако если очистить доходы текущего и прошлого годов от инвестиционного дохода нефтегазовых фондов, а также учесть тот факт, что с 2010 года в федеральный бюджет больше не поступает ЕСН, то в 2010 году имело место достаточно значительное превышение показателей текущего года над прошлогодними. Главной причиной  этого превышения стал рост мировых цен на энергоносители,  который привел к увеличению нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Непроцентные расходы федерального бюджета за 2010 год  (по отношению к ВВП) оказались значительно ниже, чем в 2009 году, что преимущественно объясняется снижением расходов на антикризисные меры в 2010 году (что объясняет снижение уровня расходов по разделу национальная экономика), а также значительно более низким уровнем ВВП в 2009 году. Наибольший рост наблюдается по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) и межбюджетные трансферты (в результате увеличения пенсий с января 2010 года).

По итогам 2010 года федеральный бюджет был исполнен с кассовым дефицитом в объеме 4,1% ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета составил 12,7% ВВП. Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов в 2010 и 2009 годах кассовый дефицит бюджета составляет 4,4% ВВП, а ненефтегазовый дефицит – 13,0% ВВП.

По уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета  в 2010 году составили 18,7% ВВП, что на 0,1 процентный пункт (далее п.п.) ВВП ниже поступлений 2009 года.  Доходы за вычетом ЕСН выросли по сравнению с 2009 года на 1,1 п.п. ВВП до уровня 18,6% ВВП. Сопоставимые доходы без учета  «инвестдоходов», в 2010 году составили 18,2% ВВП, что на 1,5 п.п. ВВП выше уровня 2009 года.

Нефтегазовые доходы в 2010 года составили 8,6% ВВП, что превосходит  аналогичный показатель 2009 года на 1,0 п.п. ВВП. Совокупный объем ненефтегазовых поступлений упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1 п.п. ВВП, составив 10,1% ВВП. За вычетом инвестдоходов фондов  и ЕСН ненефтегазовые доходы  в 2010 году оказались на уровне 9,6% ВВП, превысив  поступления 2009 года на 0,6 п.п. ВВП. [13]

 

 

2.2. Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2008-2010 годы

 

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Рассмотрим состав расходной части Государственного бюджета РФ за 2008 – 2010гг.

Расходы 2008 года. Расходы федерального бюджета в I квартале текущего года, по предварительным данным, составили 1382,8 млрд. руб., или 15,7% ВВП, что на 1,7 п.п. ВВП выше расходов за аналогичный период предшествующего года. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении выросли с 42,7 млрд. руб. до 53,5 млрд. руб., а в процентах ВВП снизились на 0,02 п.п. ВВП. Непроцентные расходы в январе-марте 2008 года были выше на 1,7 п.п. ВВП, чем в январе-марте годом ранее  (1329,5 млрд. руб., или 15,1% ВВП по сравнению с 902,9 млрд. руб., или 13,4% ВВП соответственно).

В I квартале 2008 года профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина России, определился на уровне 548,9 млрд. руб., или 6,3% ВВП (в I квартале 2007 года 476,3 млрд. руб., или 7,1% ВВП). [11]

Расходы 2009 года. Кассовые расходы федерального бюджета за январь-март 2009 года составили 1 780,4 млрд. рублей или 21,7% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 6,7 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 63,9 млрд. рублей, что составляет 0,8% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-марте 2009 года были выше на 6,5 п.п. ВВП, чем в том же периоде прошлого года (1 716,6 млрд. рублей или 20,9 % ВВП в январе-марте 2009 года по сравнению с 1 279,5 млрд. рублей или 14,4 % ВВП соответственно в 2008 году). [12]

Расходы 2010 года. Кассовые расходы федерального бюджета за 2010 год составили 1 115,6 млрд. рублей или 22,7% ВВП по сравнению с 24,6% ВВП в предыдущем году. Непроцентные расходы  составили 22,3% ВВП по сравнению с 24,2% в предыдущем году. [13]

Проанализировав доходы и расходы государственного бюджета РФ за 2008 – 2010гг. можно сделать следующий вывод, что Федеральный бюджет РФ работает с дефицитом.

Расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1. Проблемы управления бюджетным дефицитом

 

Рассмотрим проблему бюджетного дефицита. Сам промесс принятия бюджета сопряжен со многими трудностями. Одной из таких проблем является затруднение в точном установлении уровня доходов государства, который будет наблюдаться в планируемый период. Это связано с тем, что в государстве зачастую не сформированы четкие нормы налогообложения или нет возможности предсказав цены на определенные виды продукции. Все эти факторы приводят к росту дефицита бюджета. Дефицит бюджета вызывает в свою очередь невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета.

Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, государство может не собрать то количество налогов, которое планировалось. В результате складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы.

Исполнение бюджета контролируют финансовые органы государства. Обычно устанавливается определённый уровень дефицита бюджета. В случаях превышения выбранного предельного уровня бюджетного дефицита одновременно с понижением уровня собираемости налогов (или другим видом уменьшения доходных статей бюджета) выбирается особый порядок дальнейших действий. Речь идет о введении в действие механизма бюджетного секвестрирования. Механизм бюджетного секвестрирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на меньшее количество доходов у государства.

Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение Финансирования данных статей по сравнению с первоначально планируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества.. Таким образом, обычно секвестрированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

Информация о работе Дефицит бюджета, проблемы управления им