Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования бюджетного дефицита;
2. Проанализировать государственный бюджет за 2008-2010 годы;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность и причины возникновения дефицита бюджета
1.2. Формы и виды бюджетного дефицита
1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ ЗА 2008-2010 ГОДЫ
2.1. Анализ доходов Государственного бюджета РФ за 2008-2010 годы
2.2. Анализ расходов Государственного бюджета РФ за 2008-2010 годы
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Проблемы управления бюджетным дефицитом
3.2. Пути решения бюджетного дефицита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Чтобы выяснить необходимость существования защищённых от секвестра статей, необходимо обратиться к причине возникновения защитных статей бюджета.
Первый бюджет нашего государства именовался «Правилом составления смет по росписи доходов и расходов». Согласно данному документу все доходы и расходы государства являлись государственной тайной. Только после того, как данное положение было признано неправильным, начались работы над бюджетом. Первоначально Государственная Дума обсуждала только определенные статьи расходов и доходов. Все остальные статьи государственного бюджета формировались без учета пожеланий Государственной Думы. Таким образом, определенная часть доходов и расходов бюджета контролировалась только государством. При возникновении устойчивого бюджетного дефицита или просто резкого снижения уровня выполнения доходной части бюджета можно было говорить о возникновении серьезных проблем с финансированием программ, предусмотренных расходной частью бюджета. В таких ситуациях государство зачастую собирало оставшиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и производило финансирование тех статей бюджета, в которых было заинтересовано.
В результате часто финансировались далеко не те статьи расходов, которые были нужны государству. Данное положение зачастую приводило к серьезным последствиям для всего общества. Предположим, что государство произвело сокращение расходов, запланированных на финансирование программ по поддержке какой-либо отрасли экономики, нуждающейся в данном финансировании, например, сельского хозяйства. Предположим, государство планировало определенные расходы по финансированию программ, связанных с поддержкой предприятий, занимающихся переработкой урожая. Если будет произведен процесс секвестрирования по отношению к данной статье расходов, то государство не сможет выполнить взятые на себя обязательства по финансированию данной программы. В результате предприятия, занимающиеся переработкой урожая, останутся без определенной доли финансовых ресурсов, на которую данные предприятия, тем не менее, рассчитывали. Итогом всего вышеописанного может стать невозможность полного выполнения функций по переработке урожая. Таким образом, важный для всего государства процесс может быть не выполнен из-за произведенного секвестрирования расходов бюджета.
Другой пример поможет понять причины возникновения политических и социальных обострений в обществе из-за секвествания определенных статей расходов государственного бюджет. Предположим, государство произвело секвестирование расходных статей бюджета, предназначавшихся на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате выплаты заработной платы должны быть либо уменьшены, либо задержаны. И в том в другом случае работник не получает плату за свой труд и, следовательно, не имеет возможности возобновлять свой трудовой потенциал. В результате снижается производительность труда в данной сфере экономики.
Следует отметить, что к бюджетной сфере относятся в основном общественно важные организации, такие как организация сферы образования, здравоохранения, милиции и т.д. Таким образом, снижение производительности труда в данных отраслях и понижение стимула к труду у работников приводит к снижению качества производимой данными работниками услуги, которая носит общественно важный характер. В результате возрастает социальное напряжение в обществе, поскольку общество остаётся недовольным уровнем благ, предоставляемых данными организациями. Кроме того, деятельность данных организаций отражается и на будущем состоянии общества, а, следовательно, и на будущем состояний экономики. Так, здравоохранение отвечает за наличие здоровой рабочей силы как в будущем, так и в настоящем. Сфера образования является источником не только квалифицированных рабочих кадров, столь необходимых в современных условиях производства, но и отвечает за будущее состояние науки и техники, а соответственно, и за будущие инновации. Таким образом, секвестрирование данных статей расходов государственного бюджета приводит к слишком тяжелым последствиям и вызывает в дальнейшем еще куда более значимые затраты на преодоление негативных последствий, возникших в результате проведенного секвестрирования расходов. Следовательно, государство не может позволить себе снижать свои расходы за счет данных статей бюджета. Таким образом, государство пришло к выводу о необходимости защиты данных статей расходов государственного бюджета от возможного процесса секвестрирования.
Следует обратить внимание на то, что практика часто отличается от теории. В теории государство никогда не должно прибегать к секвестрированию защищенных статей, поскольку это является невыгодным и создает излишние проблемы для государства и общества. На практике же все происходит не совсем так. Это связано с так называемым человеческим фактором.
Отдельный человек редко заботится о пользе государства в целом и часто замечает только определённый круг вопросов и проблем, касающихся лично его. Следует отметить, что конкретные решения в государственных органах, в том числе и по процессу финансирования той или иной программы, принимают конкретные люди. В результате зачастую используются финансовые средства, предназначенные для защищённых статей. Особенно широко практика применения секвестра по защищенным статьям бюджета проводится в регионах. Это связано с тем, что контроль на государственном уровне проводится более широко и, секвестр защищенных статей был бы сразу же замечен. В регионах же бывает, что бюджет составлен с заранее неверными источниками и объемами доходных статей. В результате региональные власти чаше федеральных вынуждены прибегать к секвестрироввнию бюджета. С целью обеспечить полноценное финансирование отраслей, которые пользуются особой благосклонностью местных властей, применяется изъятие средств из так называемых защищенных статей бюджета, кроме тех средств, выделенных на финансирование определенных программ» часто используются не по назначению. В результате в регионах часто наблюдаются невыплата заработной платы, уменьшение уровня финансирования здравоохранении и т.д.
И так, секвестирование бюджета - это процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов. Применение так называемых защищенных статей бюджета позволяет ограничить возможность секвестриронания тех статей бюджета, которые являются наиболее важными. Ограничение объемов секвестрирования бюджета рамками защищенных статей позволяет избежать ухудшения финансового, социального и политического положения в государстве. Процесс секвестирования становится необходимым в случае несоответствия уровня фактически собранных доходов запланированному. Данное положение может наблюдаться при плохом планировании бюджета или в непредвиденных ситуациях, уменьшивших объем доходов бюджета.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
1. Монетизация бюджетного дефицита.
2. Внешнее долговое финансирование.
3. Внутреннее долговое финансирование.
4. Увеличение налогообложения.
Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются ЦБ или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег ЦБ в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
1. удается организовать концессионное финансирование;
2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.
Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.
Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.
В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.
Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.