Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
Банки – одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции банки выполняют общественно - необходимые функции.
Созданию современной кредитно - банковской системы Российской Федерации предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Она возникла еще в царской России и существовала в основном на двух уровнях: государственном и частном.
1. Введение
2. Кредитно-банковская система и кредитно-денежная политика
2.1. Кредитно-банковская система
2.1.1. Особенности становления и развития кредитно-банковской системы в РФ
2.1.2. Центральный банк РФ
2.1.3. Развитие форм и видов кредитной деятельности
2.2. Кредитно-денежная политика
2.2.1. Кредитная политика: её цели и принципы
2.2.2. Инструменты кредитной политики
3. Проблемы реализации кредитной политики
4. Банковская деятельность в РФ
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1. Введение
2. Кредитно-банковская
система и кредитно-денежная
2.1. Кредитно-банковская система
2.1.1. Особенности становления и
развития кредитно-банковской
2.1.2. Центральный банк РФ
2.1.3. Развитие форм и видов кредитной деятельности
2.2. Кредитно-денежная политика
2.2.1. Кредитная политика: её цели и принципы
2.2.2. Инструменты кредитной политики
3. Проблемы реализации кредитной политики
4. Банковская деятельность в РФ
5. Заключение
6. Список используемой
литературы
1. Введение.
Банки – одно
из центральных звеньев системы
рыночной структуры. Развитие их деятельности
- необходимое условие реального
создания рыночного механизма. Устойчивость
банков существенно влияет на эффективность
экономики страны. Двухуровневая банковская
система играет важнейшую роль в обеспечении
функционирования народного хозяйства.
Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные
и другие операции банки выполняют общественно
- необходимые функции.
Созданию современной кредитно - банковской
системы Российской Федерации предшествовал
длительный период, который определялся
социально-экономическим условиями развития
нашей страны. Она возникла еще в царской
России и существовала в основном на двух
уровнях: государственном и частном.
Российский рынок банковских услуг продолжал
развиваться в условиях обострения внутриотраслевой
конкуренции, все более значительным фактором
которой является постепенное расширение
участия в российских кредитных организациях
иностранного капитала. Наиболее заметно
усилилась конкуренции в сфере кредитования
физических лиц. Конкурентная борьба стимулирует
общее повышение качества банковского
обслуживания, появление на рынке новых
банковских продуктов, способствует повышению
транспарентности деятельности кредитных
организаций, использованию новых информационных
технологий, аутсорсинга, более активному
распространению банковского бизнеса
в регионы Российской Федерации.
Одновременно усложнение характера банковского
бизнеса и рост его объемов, в том числе
потребительского кредитования, сопровождались
накоплением рисков. Этот аспект развития
банковского сектора находится в фокусе
надзорной деятельности Банка России.
Приоритетными при этом являются как задачи
повышения качества управления и внутреннего
контроля в кредитных организациях, так
и совершенствования деятельности Банка
России как органа банковского регулирования
и банковского надзора.
Работа состоит из введения, общей и практической
части и заключения. В общей части рассмотрены
сущность, формы, функции и этапы развития
кредитно-банковской системы России, ее
современное состояние. В практической
части рассмотрены стратегия развития
банковского сектора Российской Федерации
и перечня поручений Президента Российской
Федерации, направленных на дальнейшее
укрепление национальной банковской системы,
создание благоприятных условий для формирования
цивилизованного банковского бизнеса.
Для описания целей и методов денежно-кредитной
политики мне кажется, что необходимо
описать собственно объекты и субъекты
денежно-кредитной политики.Как сказал
классик, деньги есть кровь экономики.
Деньги служат переносчиком, носителем
экономических отношений, а денежные потоки
- своеобразными каналами этих отношений.
"Денежно - кредитная политика (англ.
Monetary policy) представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых
Центральным банком в целях регулирования
совокупного спроса путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного
обращения.
Центральный банк играет ключевую роль
и занимает монопольное положение не только
в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения
денежной политики государства, которая
рассчитана на краткосрочные периоды
и ведется косвенными методами. Целями
Кредитно-денежной политики являются:
регулирование темпов экономического
роста; смягчение циклических колебаний
на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
сдерживание инфляции; достижение сбалансированности
платежного баланса. Что касается кредитной
сферы, государственные органы призваны
контролировать и регулировать эмиссию
денег в соответствии с задачами денежной
политики; для этого они поручают различным
учреждениям осуществление контроля и
регламентации кредитных операций, облегчая
применение соответствующих мер воздействия.
В этом смысле кредитная политика является
составной частью денежной политики; двумя
другими ее компонентами являются бюджетная
политика и политика международных финансовых
отношений.
В данной работе будут рассмотрены принципы
и цели кредитной политики, ее инструменты
и проблемы ее реализации.
2.Кредитно-банковская система и кредитно -денежная политика.
2.1. Кредитно-банковская
система.
2.1.1.Особенности
становления и развития
История кредитно - банковской системы
прошла несколько этапов формирования.
Структура кредитной системы РФ приближена
к модели кредитной системы промышленно
развитых стран. Но дело в том, что наиболее
слабым звеном новой кредитной системы
является третий ярус. Он представлен
в основном страховыми компаниями, а для
развития других типов специализированных
кредитных институтов нужно полноценное
функционирование рынка капиталов и его
второго элемента - рынка ценных бумаг.
Создание последнего возможно в условиях
относительно широкой приватизации государственной
собственности. Именно это должно стимулировать
развитие третьего яруса кредитной системы.
В то же время процесс становления кредитной
системы выявил определенные недостатки.
Они выразились в нарушениях во всех звеньях:
продолжают образовываться и существовать
мелкие учреждения (банки, страховые компании,
инвестиционные фонды), которые из-за слабой
финансовой базы не могут справляться
с потребностями клиентов; коммерческие
банки и другие учреждения в основном
проводят краткосрочные кредитные операции,
недостаточно инвестируя свои средства
в промышленность и другие отрасли.
Современная кредитная двухуровневая
система практически сформирована:
1 уровень – Центральный банк Российской
Федерации[1].
2 уровень – коммерческие банки и другие
финансово – кредитные учреждения, осуществляющие
отдельные банковские операции.
Таким образом, кредитная система включает
банк России, банки, филиалы и представительства
иностранных банков, небанковские кредитные
организации, союзы и ассоциации кредитных
организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства.
Он независим от распорядительных и исполнительных
органов власти. ЦБ РФ – экономически
самостоятельное учреждение. Он осуществляет
свои расходы за счет собственных доходов.
Основными целями деятельности ЦБ РФ являются
защита и обеспечение устойчивости рубля,
в том числе и его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы,
обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов. ЦБ
РФ разрабатывает и проводит единую государственную
денежную политику, направленную на обеспечение
устойчивости рубля; монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует их
обращение, устанавливает правила осуществления
расчетов, проведения банковских операций,
надзор за их деятельностью; осуществляет
валютный контроль и другие функции.
Второй уровень банковской системы представлен,
прежде всего, широкой сетью коммерческих
банков. Обеспечивающих кредитно - расчетное
обслуживание субъектов хозяйственно
жизни. Наряду с коммерческими банками
функционируют так же специальные банки.
К ним относятся ипотечные банки, кредитующие
под залог недвижимости; земельные банки,
занимающиеся кредитованием под залог
земельных участков, инвестиционные, осуществляющие
операции по выпуску и размещению ценных
корпоративных бумаг. Система специальных
банков в силу несовершенства и отсутствия
необходимой законодательной базы только
начинает складываться.
Активно развивается так же коммерческое
и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются
тесные связи между различными звеньями
кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Таким образом, в РФ постепенно формируется
кредитная система, которая строится на
тех же принципах, что и в странах с развитой
рыночной экономикой.
В настоящее время наиболее заметным явлением
в кредитной системе можно считать концентрацию
и централизацию банковского капитала.
Выделяются крупные банки, сосредотачивающие
у себя значительную долю ресурсов, операций
и персонала банковской системы. Они постепенно
занимают господствующее положение на
рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают
за счет расширения обслуживания крупной
клиентуры, привлечения новых вкладчиков,
получения высокой прибыли.
Особенно сильна концентрация банковского
капитала в отдельных регионах, когда
несколько банков сосредотачивают у себя
подавляющую часть операций в определенном
городе (особенно в крупных финансовых
центрах России).
Конкуренция в банковском деле выходит
на международный уровень. Усиливается
проникновение на российский финансовый
рынок иностранных банков путем открытия
их филиалов и представительств, создание
банков с участием иностранного капитала.
Банки, которые не могут эффективно использовать
средства внутри России ищут более выгодные
и надежные сферы их размещения за рубежом.
Доля иностранных активов в активах банков
продолжает расти. Те, что смогли устоять
после 17 августа, были серьезно ограничены
в возможностях эффективно использовать
средства внутри страны. Большинство банков
по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать
производство и предпочитают держать
средства в ликвидной форме, кредитовать
производство или вывозить капиталы за
рубеж. Существует опасность того, что
уже в ближайшем времени банки внутри
страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым
обслуживанием клиентов и сервисом по
экспорту капитала. Банковский кризис
в России еще далек от завершения. Он перерастает
в глобальный кризис финансового посредничества
и грозит надолго лишить экономику инвестиций,
т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому
росту.
Проведение в России демократических
реформ позволило возродить двухуровневую
банковскую систему. Вместо Госбанка и
его филиалов были созданы Центральный
банк России и сеть акционерных коммерческих
банков.
С 1991 по 2004 г. банковская система страны
не выполнила ни одной инвестиционной
программы за исключением банков, обслуживающих
топливно-сырьевые монополии, относящиеся
к нефтяной, газовой, угольной и другим
подобным отраслям хозяйства.
Центральный банк предпринял попытку
нормализовать работу коммерческих банков
посредством их слияния и трансформации
мелких и средних банков в филиалы крупных.
С 1993 по 2004 г. число коммерческих банков
сократилось с 37 тыс. до 1,8 тыс. но эта мера
не принесла существенных результатов.
По экспертным оценкам Центрального банка,
утечка капиталов за границу в 1995 – 2003
гг. составила более 240 млрд. долларов.
В результате банковская система России
впала в состояние хронического кризиса,
не позволяющего обеспечить безналичные
расчеты по депозитам с вкладчиками.
Первые признаки эффективного функционирования
банков появились после августовского
“дефолта” 1998 г. и создания Агентства
по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО).
Современное состояние банковской системы
России могут быть классифицированы по
самым разным признакам, в том числе:[2]
1. по организационно – правовой форме
(частный, государственный, муниципальный
и т.д.);
2. по отдельным видам осуществляемых операций
(инвестиционные, экспортно-импортные
и. д.);
3. по отраслям и сферам, на которые ориентированны
банки;
4. по размерам (крупные, средние, мелкие);
5. по социально – экономической роли (сберегательный,
Агропромбанк и др.);
6. по рейтингу и т.д.
Допустимые сочетания банковских операций
для небанковских кредитных организаций
должен устанавливать Банк России[3]. Пользуясь
представленными ему полномочиями, в настоящее
время Банк России выделил три группы
небанковских кредитных организаций:
1. небанковские кредитные организации;
2. расчетные небанковские кредитные организации;
3. небанковские кредитные организации
инкассации.
В новом нормативном акте Банка России
четко сформулировал основания для отзыва
и аннулирования у кредитных организаций
лицензий на осуществления банковских
операций[4].
Банк России активно работает над расширением
инструментария на российском фондовом
рынке, в частности он возобновил репо
с коммерческими банками и восстанавливает
рынок межбанковского репо[5].
В целях поддержки стабильности на валютном
рынке и развития инструментария управления
текущей ликвидностью Банка России продолжает
проведения валютного свопа[6]. Параметры
сделок устанавливаются на ежедневной
основе и могут оперативно изменяться
в зависимости от ситуации на денежном
и валютном рынке.
По оценкам Центра макроэкономического
анализа и краткосрочного прогнозирования,
в ближайшие годы предпринимателям потребуется
расширить привлечения заемных средств
по сравнению с нынешнем уровнем минимум
в 1,5 – 2 раза в долларовом выражении. До
того времени как завершится модернизация
и вложенные средства начнут приносить
отдачу, предпринимателям придается рассчитываться
за счет новых кредитов. Это означает втягивание
банков в финансирование “схем Понди”
(финансовых пирамид) с соответствующим
ростом рисков.
Условием создания устойчивости банковской
системы может стать рост ее капитализация.
Однако в банковском секторе формируется
среднесрочная тенденция опережающего
роста вкладов населения при одновременной
стагнации денежных средств предприятий.
Поскольку сбережения населения – это
платный ресурс, а расчетные счета предприятий
– фактически бесплатный ресурс. Одновременно
сужается и другой источник капитализации
банков – приток средств акционеров и
пайщиков в уставные фонды[7].
Важную роль в решении этих очень сложных
задач призвано сыграть реальное совершенствование
банковской системы в интересах социально
– экономического развития страны. Однако
контрольная программы такого совершенствования
до настоящего времени не разработана.
2.1.2. Центральный
банк РФ
Неотъемлемым атрибутом кредитно - банковской
системы государства является Центральный
банк. Центральный банк – это банк, стоящий
во главе кредитно-банковской системы
и наделенный особыми полномочиями.
Центральные банки являются регулирующим
звеном в банковской системе, поэтому
их деятельность связана с укреплением
денежного обращения, защитой и обеспечением
устойчивости национальной денежной единицы
и ее курса по отношению к иностранной
валютам; развитием и укреплением банковской
системы; обеспечением эффективного и
бесперебойного осуществления их расчетов.
Традиционно перед Центральным банком
ставится пять основных задач. Центральный
банк призван быть:
1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться
монопольным правом на выпуск банкнот;
2. банком банков, т.е. совершать операции
не с торгово-промышленной клиентурой,
а преимущественно с банками данной страны:
хранить их кассовые резервы, размер которых
устанавливается законом, предоставлять
им кредиты (кредитор последней инстанции),
осуществлять надзор, поддерживая необходимый
уровень стандартизации и профессионализма
в национальной кредитной системе;
3. банкиром правительства, для этого он
должен поддерживать государственные
экономические программы и размещать
государственные ценные бумаги; предоставлять
кредиты и выполнять расчетные операции
для правительства, хранить (официальные)
золото - валютные резервы; 4. главным расчетным
центром страны, выступая посредником
между другими банками страны при выполнении
безналичных расчетов, основанных на зачете
взаимных требований и обязательств (клирингов);
5. органом регулирования экономики денежно-кредитными
методами;
При решении пяти задач Центральный банк
выполняет три основные функции. Приложение
1.
Центральный банк, собирая, анализируя
и публикуя объективную информацию о ситуации
в денежно - кредитной сфере, может оперативно
реагировать на глобальные и локальные
экономические процессы. От достоверности
оценки информации зависит выбор направлений
денежно-кредитной политики в целом. Принимая
решение о дополнительном выпуске денежных
средств, эмиссионное управление центрального
банка основывается на соответствующем
экономическом анализе ситуации в стране,
чтобы при необходимости дать рекомендации
и скоординировать действия государственных
органов.
Информационно - исследовательская деятельность
центрального банка предполагает также
консультирование. В порядке информационного
обмена, а также с целью проведения консультаций
центральные банки организуют встречи,
конференции, в том числе на международном
уровне.
Функции центрального банка зачастую
переплетаются, из одной вытекает другая,
если этого требует достижение поставленной
цели или решение какой-то определенной
задачи.
Центральный банк осуществляет свои функции
посредством осуществления банковских
операций: активных и пассивных. К основным
пассивным операциям центральных банков
относятся: эмиссия банкнот, прием вкладом
коммерческих банков и казначейства, операции
по образованию собственного капитала.
К основным активным операциям центральных
банков относятся учетно-ссудные операции,
вложения в ценные бумаги, операции с золотом
и иностранной валютой.
2.1.3. Развитие форм
и видов кредитной деятельности
Кредитную систему обычно рассматривают
как совокупность кредитно-расчетных
отношений, форм и методов кредитования
и как совокупность кредитных организаций
(финансово - кредитных институтов).
Кредитные отношения связаны с движением
ссудного капитала и включают различные
формы кредита. Кредитная система как
совокупность финансово-кредитных институтов
аккумулирует свободные денежные капиталы,
доходы и сбережения различных слоев населения
и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству
и частным лицам. Отметим, что кредитная
система тесно связана с денежной, поэтому
чисто говорят об их совокупности — денежно-кредитной
системе.
Основой кредитной системы исторически
являются кредитные организации (финансово
- кредитные институты), прежде всего банки.
Финансово - кредитные институты на страховом
уровне подразделяются на центральные
банки, коммерческие банки и специализированные
финансово-кредитные институты (кредитные
организации). Все они являются примером
того, насколько тесно переплетены денежная
и кредитная системы.
Центральные банки — это банки, осуществляющие
выпуск банкнот и являющиеся центрами
кредитной системы. Они занимают в ней
особое место, будучи «банками банков»,
и являются, как правило, государственными
учреждениями.
Кредит выступает в двух основных формах:
коммерческого и банковского кредита,
которые различаются по составу участников,
объектам ссуд, динамике, величине процента
и сфере функционирования.
Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый
одними предприятиями другим в виде продажи
товаров с отсрочкой платежа. Орудием,
средством коммерческого кредита служит
вексель. Впервые он стал использоваться
в Италии в XII—XIII вв. Векселя делятся на
простые и переводные. Простой вексель
представляет собой вексельное обязательство,
выдаваемое заемщиком на имя кредитора,
с указанием места и времени выдачи долгового
обязательства, суммы последнего, места
и времени платежа. Переводной вексель,
или тратта - это письменный приказ одного
лица (кредитора) другому (заемщику) об
оплате определенной суммы третьему лицу
или предъявителю. Лицо, выдающее переводной
вексель, именуется трассантом; лицо, обязанное
совершить платеж, — трассатом, а лицо,
которому передается право получения
денег, — ремитентом. Объект переводного
векселя — товарный капитал.
Цель коммерческого кредита — ускорить
реализацию товаров и получение заключенной
в них прибыли. Процент по нему, входящий
в цену товара и в сумму векселя, ниже,
чем, по банковскому кредиту, цель которого
— получение прибыли по ссудам (займам,
кредитам). Размеры этого кредита ограничены
величиной резервных (свободных) капиталов,
имеющихся у предпринимателей.
Банковский кредит предоставляется владельцами
денежных средств — банками, специальными
кредитными учреждениями — заемщикам
в виде денежных ссуд. Объект банковского
кредита — денежный капитал. Банковский
кредит обслуживает и накопление капитала,
превращая в него сбережения всех слоев
общества.
Для современной рыночной экономики характерно
переплетение коммерческого и банковского
кредитов. Это проявляется при кредитовании
не только предприятий, но и потребителей.
Потребительский кредит предоставляется
частным лицам. Его объектами являются
обычно товары длительного пользования
(мебель, автомобили, холодильники, телевизоры
и др.), разнообразные услуги.
Потребительский кредит выступает в форме
кредита коммерческого (продажа товаров
с отсрочкой платежа через розничные магазины)
и банковского (предоставление ссуд кредитными
учреждениями на потребительские цели).
В ряде случаев банки заключают соглашения
с магазинами, которые продают товары
в кредит клиентам банков. При этом банки
сразу оплачивают магазинам наличные
деньги за проданные товары, а покупатели
постепенно погашают ссуду банка. Максимальный
срок потребительского кредита — три
года. Разновидностью потребительского
кредита являются долгосрочные (на очень
длительный срок) ссуды частным лицам
на приобретение или строительство жилищ
(ипотечный, жилищный кредит). В России
потребительский кредит только начинает
развиваться, прежде всего, в продаже автомобилей,
приобретении и строительстве жилья.
Государственный кредит — совокупность
кредитных отношений, в которых и заемщиками,
и кредиторами выступают государство
и местные органы власти. Они заимствуют
средства на рынке ссудных капиталов путем
выпуска займов через финансово - кредитные
учреждения. Доходы от внутренних займов
стали вторым после налогов источником
финансирования государственных расходов.
Одновременно государство является кредитором,
особенно низкорентабельных, но необходимых
для воспроизводства отраслей (жилищное
строительство, инфраструктура, сельское
хозяйство и т.д.).
Международный кредит — движение и функционирование
ссудного капитала между странами. Кредитные
отношения существуют не только внутри
каждой страны, но и между государствами,
их компаниями и банками как одна из форм
международного движения капитала.
Кредит выполняет прежде всего перераспределительную
функцию. При его помощи свободные денежные
капиталы и доходы предприятий, домашних
хозяйств, государства аккумулируются
и превращаются в ссудный капитал, который
передается за плату (в виде процента)
во временное пользование. Через кредитный
механизм ссудный капитал перераспределяется
на основе возвратности между отраслями
хозяйства, устремляясь в те сферы, которые
обеспечивают получение большей прибыли
или которым отдается предпочтение в соответствии
с общенациональными программами развития
экономики.
Кредит выполняет также функцию экономии
издержек обращения, частично через замещение
наличных денег (векселями, банкнотами,
чеками), а также через развитие безналичных
расчетов (через банки и расчетные палаты)
и ускорение обращения денег.
Специфической функцией современной рыночной
экономики является использование кредита
наряду с деньгами и дотациями как инструмента
ее регулирования. Кредитное регулирование
экономики — это совокупность мероприятий,
осуществляемых государством для изменения
объема и динамики кредита в целях воздействия
на хозяйственные процессы. Государство
участвует в процессе движения ссудного
капитала от источников к сферам приложения,
регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных
капиталов, облегчая или затрудняя получение
ссуд. Путем дифференциации процентных
ставок за кредит, предоставления правительственных
гарантий и льгот стимулируется преимущественное
кредитование тех предприятий и отраслей,
деятельность которых соответствует общенациональным
программам экономического развития.
Данной цели служит также государственный
кредит.
В России при решении в настоящее время
задач реструктуризации банковской системы
предполагается более активное участие
государства в этом процессе, в том числе
стимулирование процесса кредитования
банками реального сектора экономики.
Данное направление развития кредитного
регулирования предполагает сохранение
отдельных крупных многофилиальных банков,
которые могли бы выполнять функции проводников
государственной структурной и инвестиционной
политики в сфере кредитования, прежде
всего агропромышленного производства
(СБС-АГРО, включая Агробанк), а также в
индустриальной и строительной сфере
(Промстройбанк, банк «Российский кредит»).
2.2.Кредитно-денежная
политика
2.2.1. КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
В процессе экономического регулирования
государство широко использует денежно-кредитные
меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются
двояко. С одной стороны, эти меры являются
составной частью всего комплекса экономической
политики, с другой - кредитное регулирование
выступает своего рода инструментом государственного
вмешательства в экономику.
"По своему содержанию кредитная политика
- совокупность мероприятий центрального
банка в области денежного обращения и
кредита по воздействию на макроэкономический
процесс".2 Цель данных мер - "частное
преломление общей государственной линии
на обеспечение равновесного и устойчивого
развития экономики".3
Выделяют следующие цели:
1. Экономические цели.
После длительного периода экономического
роста и полной занятости цели государства
в области экономики имеют скорее защитный
характер и направлены на поддержание
экономической активности и сокращение
безработицы.
Стремление сохранить и по возможности
увеличить производство, а также поддержать
достигнутый уровень жизни соответствует
современным задачам. Это "предполагает
крупные капиталовложения на переоборудование
промышленных и сельскохозяйственных
предприятий и создание производственных
структур, чтобы уменьшить зависимость
страны в сфере энергетики, повысить производительность
труда на предприятиях, удовлетворить
нужды населения в целом, а также обеспечить
подготовку специалистов (инженеров, техников)
и наладить разработки научно-технических
исследований."4 Для этого также требуются
значительные оборотные капиталы, необходимые,
например, для выдачи заработной платы,
для закупок сырья и энергии.
Необходимость подчинения эмиссии платежных
средств экономическим целям ставит проблему
согласованности всех мер, принимаемых
государственными органами. Поэтому кредитная
политика должна быть составной частью
общей экономической политики. В этом
отношении особую важность представляют
собой два явления, наблюдающиеся в настоящее
время в развитых странах: во-первых, это
значительное вмешательство государства
в экономическую деятельность, во-вторых,
реализация номиналистической концепции
денег, которая позволила снять ограничения
эмиссии платежных средств, свойственные
золотому стандарту.
Кредиты должны направляться прежде всего
в те отрасли экономики, динамизм которых
представляется наиболее необходимым
для гармоничного развития экономики
вцелом.
Политика полной занятости соответствует
прежде всего интересам человека, но ее
объектом является также промышленное
оборудование, технические ресурсы, потенциальные
экономические возможности.
Полная занятость населения означает
отсутствие массовой безработицы: она
представляет собой такую ситуацию, в
которой трудоспособные члены общества
могут найти без особых трудностей и за
довольно короткий срок работу, соответствующую
их способностям. Тем не менее отсутствие
постоянной безработицы не исключает
возможности временной безработицы, поскольку
развитие экономики предполагает определенный
минимум текучести кадров. Смена должности,
переход из одной сферы экономики в другую
или с одного предприятия на другое могут
сопровождаться временной потерей работы,
которая терпима, если длится недолго.
Банковское кредитование должно способствовать
такой мобильности.
Информация о работе Денежно кредитная политика и денежно банковская система