Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
Банки – одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции банки выполняют общественно - необходимые функции.
Созданию современной кредитно - банковской системы Российской Федерации предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Она возникла еще в царской России и существовала в основном на двух уровнях: государственном и частном.
1. Введение
2. Кредитно-банковская система и кредитно-денежная политика
2.1. Кредитно-банковская система
2.1.1. Особенности становления и развития кредитно-банковской системы в РФ
2.1.2. Центральный банк РФ
2.1.3. Развитие форм и видов кредитной деятельности
2.2. Кредитно-денежная политика
2.2.1. Кредитная политика: её цели и принципы
2.2.2. Инструменты кредитной политики
3. Проблемы реализации кредитной политики
4. Банковская деятельность в РФ
5. Заключение
6. Список используемой литературы
2. Монетарные
цели контроля над кредитом.
Цель государственных органов в области
денежной политики можно сформулировать
кратко: экономический рост без инфляции.
Важно, чтобы ресурсы, используемые для
развития экономики, были застрахованы
от потерь; в частности, кредитование с
целью увеличения богатства не должно
повлечь за собой повышение цен или истощение
валютных ресурсов. Здесь проявляется
сдерживающая роль внутреннего и внешнего
аспектов кредитной политики.
Стабильность внутренних цен необходима
для нормального функционирования экономики.
Общее понижение цен повлекло бы за собой
замедление темпов производства и тем
самым препятствовало бы экономическому
развитию; однако эту возможность не стоит
рассматривать, поскольку в настоящее
время она не может реализоваться. Общее
повышение цен таит в себе известные социальные
и экономические опасности, оно не только
подрывает или ослабляет стремление к
накоплению денег и делает неэффективными
предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному
обогащению некоторых слоев населения,
оно также ухудшает условия капиталовложений
и снижает их рентабельность.
Тем не менее стабилизация не может быть
абсолютной и не исключает изменений в
соотношении цен. В определенных случаях
могут и должны допускаться изменения,
чтобы, например, создать благоприятные
условия для приспособления производства
к спросу потребителей или к техническим
новшествам. Эта гибкая политика, как бы
желательна она ни была, может привести
к понижению цен и даже заработной платы;
поэтому она способна вызвать ожесточенное
сопротивление, которое затрудняет выполнение
государственными органами своих задач
в этой области.
Для нормального функционирования экономики
требуется также стабильность международных
финансовых отношений, которая позволяет
поддерживать валютные резервы на удовлетворительном
уровне. Такая стабильность позволяет
бороться с безработицей и поддерживать
высокий уровень жизни населения, поскольку
именно от нее зависит регулярность импорта
сырья и энергоносителей, необходимых
для народного хозяйства. Эта проблема
связана с проблемой цен; кредитная политика
должна способствовать разрешению и той,
и другой проблемы.
3. Согласование целей экономической и
денежной политики.
Если проследить эволюцию денежной системы
на протяжении последних сорока лет, то
мы будем вынуждены констатировать, что
энергичные меры, которые принимали некоторые
правительства для стабилизации денежной
системы, не всегда были эффективны. Иногда
подобная денежная политика вызывала
замедление экономического развития,
в частности в Великобритании после двух
мировых войн, неоднократно в Бельгии
в 1948-1959 гг., во Франции в 1 930-1 936 гг., а в
последние годы иногда в течение непродолжительного
времени. В других случаях экономический
рост сопровождался обесценением денег;
в Великобритании и Франции это явление
неоднократно наблюдалось после второй
мировой войны.
Тем не менее в последние годы в этой сфере
был достигнут заметный прогресс, и большинство
стран Запада продемонстрировали в той
или иной степени решение проблемы экономического
роста без чрезмерного инфляционного
напряжения. Трудности обусловлены тем,
что факторы, вызывающие инфляцию, более
мощные, чем факторы стабилизации денег.
Опасность инфляции кажется абстрактной
и далекой; необходимость ее предотвращения
с трудом осознается из-за привязанности
людей к номинальным доходам и их стремления
избежать немедленных жертв. Глобальная
и почти естественная тенденция экономических
агентов вызывать инфляционные напряжения
заставляет государственные и финансовые
органы прибегать к принудительным мерам
в интересах всего общества.
При оценке эффективности мер, принимаемых
в кредитной сфере, необходимо помнить,
что они лишь дополняют экономическую,
финансовую и социальную политику правительства.
Хотя кредитная политика, даже хорошо
продуманная и эффективно осуществляемая,
не всегда позволяет предусмотреть и полностью
избежать инфляционные напряжения, она
должна по меньшей мере смягчать последствия
инфляции, препятствовать злоупотреблениям,
связанным с накоплением иностранной
валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных
целях и в целом предотвращать опасность
чрезмерного избытка денег.
Однако, хотя кредитная политика играет
важную роль в осуществлении такой двоякой
задачи, как обеспечение экономического
роста и стабильности денежной системы,
ее суть может быть правильно понята только
при надлежащем анализе роли банков в
современной экономике, прежде всего их
функции эмитирования платежных средств.
В таком случае предоставление кредитов
должно осуществляться в интересах всего
общества; поэтому появляется необходимость
в законной жесткой регламентации деятельности
банков.
Субъектом кредитной политики является
центральный банк (ЦБ). Согласно закону
он выполняет целевые установки правительства,
но в то же время не является правительственным
институтом. ЦБ имеет определенную степень
самостоятельности. Такие права даны ему
на основе принципа разделения власти.
Как показывает опыт западных стран, данный
институт, обладающий относительной самостоятельностью,
не является простым исполнителем воли
государства. В условиях сложной экономической
ситуации правительство не может требовать
от кредитного центра решения своих финансовых
проблем за счет выпуска дополнительного
количества денежной массы.
Реализация совокупности задач, стоящих
перед центральным банком в осуществлении
экономической политики, проходит по двум
направлениям. Первое - обеспечение национальной
экономики полноценной валютной системой.
Устойчивая валюта - важнейший элемент
инфраструктуры рынка. Второе направление
связано с тем, что центральному банку
предписана функция влияния на кредитную
деятельность частных деловых (коммерческих)
банков в интересах макроэкономической
политики.
В сфере кредитно-денежного обращения
государство проводит свою политику, используя
кооперацию с данным соучастником регулирования.
Образуются своего рода партнерские отношения:
"государство - центральный банк".
Практика показывает высокую эффективность
данного сотрудничества.
Необходимо отметить, что в производственной
сфере государство не имеет такого мощного
рычага влияния. Производственному сектору
должна быть присуща максимально высокая
степень свободы и независимости, что
требует сама рыночная природа. В рамках
производственной сферы государство ориентируется
на косвенные пути воздействия - через
систему кредитно-денежного обращения,
являющейся своего рода кровеносной системой
экономики.
Этот косвенный вариант регулирующего
влияния на производственный сектор построен
на компромиссах. Прямого вторжения в
планы предпринимателей не сеществует.
В то же время косвенные методы создают
предпосылки к тому, чтобы предприниматель
сам стремился поступать в соответствии
с целями экономической политики. Однако
внешне государственный замысел будет
реализовываться через принятие деловыми
кругами самостоятельных решений. Таким
образом, "косвенные методы регулирования
проявляются в сочетании необходимых
для рынка элементов свободы с мягкими,
но тонко рассчитанными и настойчивыми
действиями государства."5 Все это возможно
лишь благодаря использованию правительством
такого мощного регулирующего рычага,
как ЦБ.
2.2.2. ИНСТРУМЕНТЫ
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Работая в сфере денежно-кредитного обращения,
ЦБ использует различные инструменты.
Большинство из них имеют косвенный характер
воздействия.. Однако некоторые операции
кредитного центра могут осуществляться
прямым образом (схожим примером могут
служить субсидии6 государства).
Ограничение динамики
кредитования
* Учетная (дисконтная) политика
* Операции на открытом рынке
* Политика минимальных резервов
* Добровольные соглашения
Ограничения динамики кредитования.
Данный вариант мер заключается в том,
что в некоторых странах (в Англии, Франции,
Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом
ограничивать степень роста кредитных
вложений деловых банков в небанковском
секторе. С этой целью вводится процентная
норма расширения кредитных операций
за определенный отрезок времени. Если
условия не выполняются, ЦБ применяет
санкции: банки могут быть обязаны выплатить
штрафные проценты или '(как это принято
в Швейцарии) перевести на беспроцентный
счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного
кредита.
Названные методы регулирования имеют
"минусы": они ослабляют роль конкуренции.
Ограничивается динамика набирающих обороты
и стремящихся к значительной экспансии
банков. Полученные в ходе конкуренции
возможности отдельных банков не дают
им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию
как бы "под одну гребенку". К тому
же данный инструмент не очень гибок. Уровень
регулируемых ЦБ процентных норм не всегда
успевает за оперативным повышением спроса
в кредитах.
В целом же прямые методы, которые носят
несогласованную с рыночной экономикой
природу, применяются, как правило, лишь
тогда, если косвенные способы уже не способны
сыграть свою роль. Но при этом следует
признать: результат прямого воздействия
может быть достаточно высоким.
Учетная (дисконтная) политика.
Данный вид операций относится к давно
используемым методам регулирования.
ЦБ выступает в роли кредитора по отношению
к деловым банкам. Средства предоставляются
при условии переучета векселей банков
и под залог их ценных бумаг. Такие полученные
в центральном кредитном звене средства
называются редисконтными или ломбардными
кредитами. ЦБ имеет право манипулировать
ставкой процента, по которой он выдает
банкам кредиты. Возможность установления
"цены" кредита выступает как метод
влияния на кредитную систему.
Определяемый центральным банком уровень
"цены кредита" получил в экономической
науке и практике обозначение официальной
"учетной ставки"8 (которую иначе
также называют дисконтной или ломбардной).
Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками
другим субъектам экономики, но уже по
более высокому проценту. Естественно,
что процентная политика деловых банков
отражает те изменения, которые осуществляет
ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки
процента ЦБ тем самым оказывает косвенное
воздействие на соотношение спроса и предложения
на рынке капиталов.
Рост процентной ставки, т.е. "удорожание"
кредита, ограничивает размер спроса на
заемные ресурсы и сокращает намерения
фирм к увеличению инвестиций. Снижение
же ставки "удешевляет" кредит, в
результате чего у частного сектора (домашних
хозяйств, фирм) возрастает стремление
к инвестициям. Этот стимул реализуется
в форме покупки акций, производственного
оборудования или строительства новых
производственных корпусов. Такова схема
данного механизма. В реальной жизни взаимодействие
параметров является, естественно, не
всегда столь простым.
Важное значение имеет функция учетной
политики, как манипулирование ставкой
процента, которое усиливает эффект от
применения других регулирующих мер ЦБ,
а именно операций на открытом рынке и
установления норм обязательных резервов.
Если действие одного влияющего рычага
на поведение самостоятельного коммерческого
банка оказывается недостаточным, то совокупность
мер, предпринимаемых центральным банком,
дает ему возможность добиться своего
замысла.
Применительно к России следует отметить,
что в рамках учетной политики Центральный
банк стал практиковать в 1995 г. также и
ломбардный кредит, осуществляемый под
залог ценных бумаг (в основном государственных
казначейских облигаций).
Операции на открытом рынке.
Прибегая к данному виду регулирования,
ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных
бумаг на открытом рынке (например, на
бирже). За счет их продажи банк, по сути,
изымает избыточные балансовые резервы
коммерческих банков. В макроэкономическом
плане это означает изъятие из оборота
определенной массы денежных средств.
Покупка центральным банком ценных бумаг
способствует образованию у коммерческих
банков дополнительных балансовых резервов.
Денежная масса в обращении возрастает.
В итоге расширяются возможности для кредитных
операций деловых банков.
Данные меры делают ЦБ активным участником
денежного и кредитного рынков. В процессе
же проведения учетной политики позиция
ЦБ остается в известном смысле пассивной
(решения о том, идти ли на учет своих векселей,
получать ли кредит под залог своих ценных
бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими
банками). К тому же операции на открытом
рынке вполне согласуются с рыночными
правилами. Выступая на рынке ценных бумаг,
ЦБ реализует роль такого же контрагента,
как и другие его участники. Поэтому данный
метод регулирования принято считать
идеальным кредитным инструментом.
Политика минимальных резервов.
Согласно сложившимся в мире правилам
минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме
бессрочных вкладов. Верхней границы их
не существует. Данные средства не лежат
замороженными. Ими могут пользоваться
разные банки на протяжении длительного
времени, но при этом в распоряжении ЦБ
должна оставаться определенная сумма
так называемого минимального резерва,
необходимая для работы делового банка
в течение определенного периода (как
правило, одного месяца). Если банк не выполняет
это требование, он выплачивает штрафные
проценты.
Норма обязательного резерва рассчитывается
как отношение его суммы к срочным обязательствам
делового банка. Для примера: норма резервов
составляет 20%. Это значит, что деловой
банк, имеющий срочные обязательства на
сумму 1 млн дол., должен располагать в
ЦБ резервом в сумме 200 тыс. дол. Если в
следующем месяце срочные обязательства
повысятся до двух миллионов долларов,
то коммерческий банк должен увеличить
свой резерв в центральном банке до 400
тыс. дол. (Норма резервов в России была
повышена в 1992 г. и составляла в 1997 году
15-20% - в зависимости от вида вклада.)
Политика резервирования является относительно
"грубым" методом и при использовании
в отрыве от других средств создает определенную
жесткость в экономическом регулировании.
Для сравнения можно сказать, что операции
на открытом рынке и учетная политика
считаются методами тонкого регулирования.
В целях смягчения действия резервной
политики ЦБ старается дополнять эти меры
и относительно редко осуществлять изменения
нормы резервов.
Добровольные соглашения.
Совокупность регулирующих мер центрального
банка дополняется системой так называемых
добровольных соглашений, заключаемых
между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры
особенно удобны в том случае, когда ЦБ
должен принимать оперативные решения,
действовать быстро и без особого бюрократизма.
На основании соглашений банки проявляют
добровольную готовность на лимитирование
своей деятельности. Например, они обязуются
расширять кредитные операции лишь до
определенного предела. Центральный же
банк берет на себя обязательство информировать
деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной,
валютной сфере. Это вооружает знанием
и пониманием возможных неблагоприятных
Процессов в монетарной области. Речь
идет о своего рода джентльменской кооперации.
Ее успех зависит в определенной степени
от возможности ЦБ "мягким давлением"
на деловые банки побуждать их выполнять
условия добровольного соглашения.
3.Проблемы
реализации кредитной политики
Наибольшая эффективность
регулирующего действия центрального
банка проявляется тогда, когда
используется вся совокупность экономических
инструментов, причем в целесообразной
последовательности. Необходимо учесть,
что возможности центральных банков
в разных странах неодинаковы вследствие
различных причин. Например, Немецкий
федеральный банк использует более разнообразные
методы по сравнению с Национальным банком
Швейцарии. Действия Российского Центрального
банка тоже пока ограничены. Практикуются
лишь две операции: политика учетных ставок
и политика минимальных резервов. В связи
с этим эффект от выбранной последовательности
действий ЦБ ограничен малым числом вариантов
и зависит во многом от конкретной специфики
обстоятельств.
Проведение кредитного регулирования
объективно осложняется двумя обстоятельствами.
Во-первых, непростой проблемой является
сама оценка состояния экономического
развития (что необходимо для принятия
центральным банком наиболее рациональных
мер).
Во-вторых, регулирование в рамках национальной
экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических
процессов. Итогом является то, что целевая
направленность принимаемых мер может
искажаться.
Например, проводя рестриктивную (ограничительную,
сдерживающую) политику с помощью высокой
ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь
поток иностранного капитала в страну.
Если исходная цель состояла в ограничении
инвестиционной активности, то из-за притока
иностранного капитала степень этой активности
может не снизиться, а возрасти.
Осуществляя регулирование, ЦБ должен
учитывать не только взаимосвязи в рамках
мировой экономики, но и взаимозависимость
звеньев национального хозяйства. Отметим
следующие проблемные случаи.
1. Учетная политика оказывает влияние
не только на банки, но и на другие секторы
экономики. Негативное воздействие процентных
колебаний проявляется по отношению к
тем сферам народного хозяйства, которые
обременены долгами. К ним относятся: государственный
сектор, капиталоемкие производства (АЭС,
ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения,
фермерское хозяйство.
2. Процентная политика приводит к растущему
ценовому эффекту. Субъекты экономики
стремятся уйти из-под влияния растущей
учетной ставки путем переложения своих
издержек на плечи клиентов (повышая соответственно
цену своих благ). В итоге создается дополнительная
трудность для политики государства в
области сдерживания инфляции.
В рамках российской экономики, переживающей
в настоящее время существенные проблемы
с инфляцией, такой побочный эффект особенно
болезнен. Частный сектор стремится возложить
на покупателя всю дополнительную нагрузку,
которая падает на него в результате регулирующих
мер. Возможность такой финансовой изворотливости
в России выше, поскольку степень насыщенности
рынка, конкуренции слабее, чем это имеет
место в развитых странах Запада.
3. Административное предписание уровня
процента "сверху" не является рыночно
ориентированным действием. Ослабление
рыночного механизма приводит к нежелательным
последствиям. Например, итогом может
быть усиление элементов теневой экономики.
В условиях России система ограничений
и предписаний велика не только относительно
ставки процента, но и в области выдачи
лицензий на проведение кредитных операций.
В стране в настоящее время действует
достаточно много коммерческих банков.
Однако заметное распространение получила
система частного, небанковского кредитования,
стоящая вне прямого контроля со стороны
государства. Это - элемент теневой экономики.
Мелкие бизнесмены пользуются, например,
таким (не имеющим институциональной формы)
видом кредита для организации зарубежных
деловых поездок и проведения закупочно-сбытовых
операций. Ставки данного кредита чрезвычайно
высоки, но получение таких средств не
требует тех формальностей, с которыми
предприниматели сталкиваются, ориентируясь
на ресурсы коммерческих банков.
4. Воздействие центрального банка на экономику
с помощью политики процента имеет свои
ограничения, поскольку деловые банки
и крупные фирмы очень часто переносят
свои операции за границу, с тем чтобы
использовать имеющиеся там преимущества
в области процентных ставок.
4.Банковская
деятельность в РФ
Банк - финансовое
предприятие, которое сосредотачивает
временно свободные денежные средства
(вклады), предоставляет их во временное
пользование в виде кредитов (займов,
ссуд), посредничает во взаимных платежах
и расчетах между предприятиями, учреждениями
или отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию)
новых денег.[8]
Банковская система - совокупность различных
видов национальных банков и кредитных
учреждений, действующих в рамках общего
денежно-кредитного механизма. Включает
Центральный банк, сеть коммерческих банков
и других кредитно-расчетных центров.
Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций.[9]
В странах с развитой рыночной экономикой
сложились двухуровневые банковские системы.
Верхний уровень системы представлен
центральным (эмиссионным) банком. На нижнем
уровне действуют коммерческие банки,
подразделяющиеся на универсальные и
специализированные банки (инвестиционные
банки, сберегательные банки, ипотечные
банки, банки потребительского кредита,
отраслевые банки, внутрипроизводственные
банки), и небанковские кредитно-финансовые
институты (инвестиционные компании, инвестиционные
фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании и
др.).[10] См. Приложение 3.
По своему положению в кредитной системе
центральный банк играет роль “банка
банков”, т. е. хранит обязательные резервы
и свободные средства коммерческих банков
и других учреждений, предоставляет им
ссуды, выступает в качестве “кредитора
последней инстанции”, организует национальную
систему взаимозачетов денежных обязательств
либо непосредственно через свои отделения,
либо через специальные расчетные палаты.
Стратегия развития банковского сектора
Российской Федерации, принятая в декабре
2001 г., способствовала реализации основных
направлений совершенствования банковской
системы и укреплению российского банковского
сектора.
Высокие и устойчивые темпы экономического
роста и достигнутая макроэкономическая
стабильность требуют от Правительства
Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации выработки
новых решений, направленных на обеспечение
поступательного развития банковского
сектора на основе укрепления его устойчивости,
повышения конкурентоспособности российских
кредитных организаций, совершенствования
банковского регулирования и надзора,
усиления защиты интересов и укрепления
доверия вкладчиков и других кредиторов
банков.
Для достижения указанной цели Правительством
Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации принята Стратегия
развития банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года.
Информация о деятельности Сбербанка
России по состоянию на 1 апреля 2008г[11].
· капитал – 727,5 млрд. руб.;
· прибыль – 45,8 млрд. руб.;
· чистая прибыль – 36,1 млрд. руб.;
· кредитный портфель (с учетом МБК) –
4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование
юридических лиц (без учета МБК) – 3 329,8
млрд. руб.;
· остаток средств на счетах физических
лиц – 2 746,0 млрд. руб.;
· остаток средств юридических лиц – 1
414,3 млрд. руб.;
· филиальная сеть, ед.:
· территориальные банки – 17
· отделения – 784
· внутренние структурные подразделения
– 19 551
Которой предусматриваются совершенствование
нормативного правового обеспечения банковской
деятельности, завершение перехода кредитных
организаций на использование международных
стандартов финансовой отчетности, создание
условий для предотвращения использования
кредитных организаций в противоправных
целях (прежде всего таких, как финансирование
терроризма и легализация доходов, полученных
преступным путем), повышение качества
предоставляемых кредитными организациями
услуг.
Основными результатами развития банковского
сектора будут существенное повышение
его роли в экономике Российской Федерации,
рост финансовой устойчивости и обеспечение
транспарентности. При этом показатели
российского банковского сектора будут
постепенно приближаться к показателям
банковских систем ряда стран с переходной
экономикой, наиболее преуспевших в построении
современных рыночных отношений.
Прогнозируется, что при успешном осуществлении
мероприятий, предусмотренных настоящим
документом, к 1 января 2009 г. будут достигнуты
следующие совокупные показатели российской
банковской системы:
активы/ВВП — 56—60 процентов;
капитал/ВВП — 7—8 процентов;
кредиты нефинансовым организациям/ВВП
— 26—28 процентов.
Правительство Российской Федерации и
Банк России исходят из того, что реальные
темпы прироста основных показателей
банковского сектора (активов, капитала,
кредитов и депозитов) будут и впредь опережать
темпы прироста валового внутреннего
продукта, хотя различия в соотношениях
темпов прироста будут постепенно сокращаться.
Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих
финансовых посредников.
С учетом предполагаемого роста реальных
доходов населения, создания условий,
необходимых для экономического роста
и развития деловой активности банков,
должны существенно увеличиться объемы
кредитования малого бизнеса и населения,
в том числе ипотечного кредитования.
Реализация мероприятий по реформированию
других сегментов финансового сектора
экономики, в том числе пенсионной системы,
системы медицинского страхования и др.,
также будет способствовать активизации
операций кредитных организаций.
Важным условием развития банковской
деятельности и повышения устойчивости
банков является увеличение капитала
банков, улучшение его качества и обеспечение
достаточного уровня покрытия капиталом
принимаемых банками рисков.
Прирост капитала банков будет обеспечен
в основном за счет капитализации их прибыли,
а также за счет привлечения средств российских
и зарубежных инвесторов. Развитие операций
кредитных организаций по привлечению
и размещению средств за счет внедрения
системы страхования вкладов, ипотеки,
расширения кредитования населения, малого
и среднего бизнеса будет способствовать
росту капитала банков.
В целях повышения требований к уровню
капитализации кредитных организаций
будут внесены изменения в законодательство
Российской Федерации, в соответствии
с которыми требование по достаточности
капитала, невыполнение которого рассматривается
как основание для обязательного отзыва
лицензии на совершение банковских операций,
будет установлено на уровне 10 процентов.
Указанное требование будет применяться
в отношении всех кредитных организаций
независимо от вида (банки, небанковские
кредитные организации) и от величины
собственных средств (капитала) с 2007 года.
Одновременно с учетом требований, предъявляемых
к банкам в Европейском сообществе, законодательно
будет установлено требование к минимальному
значению капитала действующих банков
с 2007 года в размере 5 млн. евро. При этом
по аналогии с решением, принятым в 1989
году Европейским сообществом, будет предусмотрено,
что действующие банки, имеющие на 1 января
2007 г. капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать
деятельность при условии, что их капитал
не снижается ниже уровня, который был
достигнут на момент введения указанных
требований. К 2006 г. Доля 200 крупнейших
по величине активов кредитных организаций
в совокупных активах банковского сектора
практически не изменилась и по состоянию
на 1.01.2007 составила 90.6% (на 1. 01. 2006 – 89.6%),
а доля 5 крупнейших банков сократилась
с 43.8 до 42.5%..
Количество кредитных организаций с капиталом
свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро
увеличилось за 2006 год с 602 до 676, или на
12.3% (совокупный капитал этой группы кредитных
организаций возрос на 38.4%), а их удельный
вес в совокупном капитале банковского
сектора повысился с 96.6 до 98%. Приложение
4.
Количество кредитных организаций, имеющих
капитал более 5 млн. евро, как и прогнозировалось,
превысило количество организаций, не
соответствующих этому критерию, и на
1.01.2007 составило 56.9% от числа действующих
(на начало 2006 года – 48%)
Вместе с тем наличие банковском секторе
значительного числа средних и малых кредитных
организаций обусловило невысокий уровень
концентрации активов, кредитов и капитала
в российской банковском секторе. Об этом
свидетельствует динамика принятого в
международной практике индекса Херфиндаля-Хиршимана.
Приложение 5.
Так, индекс концентрации активов снизился
с 0.085 на 1.01.2006 до 0.079 на 1.01.2007. концентрация
кредитов нефинансовым организациям осталась
на среднем уровне.
В апреле 2005 г. Правительством Российской
Федерации и Центральным банком Российской
Федерации была принята "Стратегия
развития банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной
целью развития банковского сектора на
среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.)
является повышение его устойчивости
и эффективности функционирования.
Основными задачами развития банковского
сектора являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков
и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой
банковским сектором деятельности по
аккумулированию денежных средств населения
и организаций и их трансформации в кредиты
и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских
кредитных организаций;
- предотвращение использования кредитных
организаций для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и в противоправных
целях (прежде всего таких, как финансирование
терроризма и легализация доходов, полученных
преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение
транспарентности в деятельности кредитных
организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому
сектору со стороны инвесторов, кредиторов
и вкладчиков.
Реформирование банковского сектора будет
способствовать реализации программы
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2005—2008 гг.), прежде всего преодолению
сырьевой направленности российской экономики
за счет ее ускоренной диверсификации
и реализации конкурентных преимуществ.
На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство
Российской Федерации и Банк России будут
считать приоритетной задачу эффективного
позиционирования российского банковского
сектора на международных финансовых
рынках[12].
Правительство Российской Федерации и
Центральный банк Российской Федерации
будут и впредь предпринимать активные
совместные действия для формирования
современного конкурентоспособного банковского
сектора, соответствующего стратегическим
интересам российской экономики.
5. Заключение
Кредитно-денежная
политика играет большую роль в политике
государства. Одним из важнейших
министерств государства
С точки зрения экономики и денежного
обращения контроль над кредитом призван
ориентировать эмиссию денег на достижение
экономических и финансовых задач правительства;
в целом государственные органы призваны
обеспечить распределение кредитов в
пользу частных лиц, предприятий и при
необходимости государства в таком объеме,
под такой процент и на такие сроки, которые
наиболее соответствуют интересам общества.
В рыночной системе государство - не волшебный
источник средств, а лишь механизм, предназначенный
для того, чтобы одни граждане (с более
высоким доходом) платили - через налоги
- другим (имеющим меньший доход). В новых
условиях главными факторами благополучия
личности становятся ее инициатива, стремление
к персональной активности, готовность
самой выбирать варианты экономических
решений.
В этой работе была
сделана попытка показать двойственную
правовую природу Центрального Банка
РФ, поскольку он одновременно является
органом государственного управления
специальной компетенции и юридическим
лицом, осуществляющим хозяйственную
деятельность.
Главной особенностью правового положения
Банка России в настоящее время является
то, что осуществление его административных
прав и хозяйственной деятельности подчинены
решению одной и той же задачи ¾ управлению
кредитной системой.
Административные функции можно условно
разделить на организаторскую (организация
и управление денежным обращением) и функцию
защиты гражданского оборота, интересов
вкладчиков и других кредиторов коммерческих
банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России
вправе издавать нормативные акты, т.е.
нормотворческая функция непосредственно
связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота
и укрепления доверия к кредитной системе
составляют основу деятельности Банка
России. В соответствии с принятым у нас
Законом Банк России решает указанную
задачу следующим образом: во-первых, проверяет
законность и целесообразность создания
кредитных учреждений при рассмотрении
вопроса о регистрации коммерческих банков
и выдаче лицензий на право осуществления
банковских операций как в рублях, так
и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает
кредитным учреждениям экономические
нормативы, издает нормативные акты, регулирующие
их деятельность; в-третьих, осуществляет
непосредственный контроль за законностью
их операций. Банк России вправе также
применить к банку, допустившему нарушение
действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, явственно вырисовывается
монопольный характер управления кредитной
системой Центральным Банком РФ. Возникает
опасность, что централизация всей полноты
власти у одного института неминуемо приведет
к субъективности его действий по отношению
к регулированию банковской сферы. В результате
данного построения кредитной системы
России коммерческие банки и Банк России
оказываются как бы в вынужденном противостоянии,
что, несомненно, не повышает доверия ко
всей структуре. Хотя при назначении на
должности в ЦБ и используются демократические
принципы, но монопольное положение его
в банковской сфере при этом не изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно предположить,
что путь дальнейшего совершенствования
кредитно - банковской системы России
лежит в направлении разделения функций
управления банковской системой РФ между
различными институтами.
Информация о работе Денежно кредитная политика и денежно банковская система