Денежное обращение (наличное и безналичное)

Автор работы: Елена Иванова, 17 Августа 2010 в 15:01, курсовая работа

Описание

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.
Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в нем.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и функции денег
1.1. Количество денег, необходимое для обращения
1.2. Виды денег и показатели денежной массы
Глава 2. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор?????
Глава 3. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
Глава 4. Денежно-кредитная политика
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ФиКр.К сдаче.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

      Это количество денег определяется стоимостью ВНП. Спрос на деньги со стороны сделок, таким образом, изменяется пропорционально стоимости ВНП.

      На  количество денег, необходимых для  сделок, также влияет скорость их оборота: чем быстрее деньги оборачиваются, тем большее количество сделок они  успевают обслужить, и тем меньше их потребуется для сделок. Например, при трех оборотах в год каждой денежной единицы количество денег для сделок будет втрое меньше, чем сумма товаров и услуг по стоимости. Отсюда формула денежного обращения, определяющая количество денег в обращении:

      Итак, денег в обороте должно быть не больше, но и не меньше необходимого количества. 
     Спрос на деньги со стороны активов является по своей сути спросом на деньги как на средство сбережения. Деньги можно держать в различных формах финансовых активов: в виде акций (получения дивидендов), облигаций (фиксированный процент), наличных или чековых вкладов. Однако для хранение денег в запасах связано о потерей процента, и тогда их владелец испытывает "издержки упущенных возможностей". Чем выше ставка процента, например по текущим вкладам, тем невыгоднее хранить деньги как запас наличных. 
     Если спрос на деньги для сделок - величина относительно устойчивая и не зависит от процентных ставок (она предопределяется стоимостью ВНП или суммой цен товаров и числом оборотов денежной единицы), то спрос на деньги со стороны активов для сбережений зависит от процентной ставки. Чем она выше, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем выгоднее держать деньги в запасах.

      Таким образом, третий вид спроса - общий спрос на деньги - зависит от стоимости ВНП (в части спроса для сделок) и от процентной ставки (при опросе со стороны активов). 
     Что же касается денежного предложения, то, как говорилось выше, его можно изменять путем проведения определенной политики со стороны правительства и ЦБ. 
     Денежный рынок объединяет спрос на деньги и их предложение. На рынке устанавливается денежное равновесие. Как и на рынке товаров, пересечение кривой спроса на деньги и линии их предложения определяет цену равновесия, то есть равновесную ставку процента, которая является ценой денег.

 

Глава 4. Денежно-кредитная политика

      Денежно-кредитная  политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение. Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических инструментов регулирования. Основные инструменты представлены на рис. 6. Любой из этих видов кредитно-денежного контроля со стороны ЦБ влияет на изменение денежной массы в стране.

      Политика  учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку ЦБ. 
     Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Рис. 6

      Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков. 
     Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, ЦБ расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений. 
     Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

      ЦБ  контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

      С кредитным регулированием тесно  связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое ЦБ. Его политика в этой области  тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики ЦБ, и системы обязательных резервов.

 

      

Список  использованных источников 

1. Балабанов И.К. Деньги и финансовые институты. - М., 2001.

2. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - Гл. 5, с. 105-122, гл. 10, с. 232-257.

3. Курс  экономики / Под ред. Б.А. Райзберга  - М.: ИНФРА-М, 2006. - с. 266-318, 368-388.

4. Курс  экономической теории: Учебное пособие  / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001. - Гл. 26-27, с. 280-297.

5. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник  / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2003. - Гл. 13-15 с. 273-340.

6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006. - Гл. 29-31, с. 248-287.

7. Общая  теория денег и кредита. / Под  ред. Е.Ф. Жукова - М.: ЮНИТИ, 2004. - с. 5-291.

8. Финансы,  денежное обращение, кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 2002. - с. 11-58, 327-428.

9. Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика  / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. - Гл. 26-27, с. 473-511.

10. Ходов  Д.Г. Основы государственной экономической  политики. - М., 2005.

11. Экономика:  Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2005. - Гл. 23, с. 447-492.

12. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 2005. - Гл. XII-XIII, с. 219-238, 241-246.

13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Гл. 14-15, с. 299-368.

14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2002. - Гл. 17, с. 291-306.  
 

http://www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec10.html

Информация о работе Денежное обращение (наличное и безналичное)