Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, научная работа

Описание

Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучение методических, инструктивных и нормативных материалов, специальной фундаментальной и периодической литературы.
2. Сбор, систематизация и обобщение первичных материалов о работе предприятия.
3. Дать понятие денежным доходам населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3

Анализ деятельности территориального органа федеральной службы
государственной статистики по Республике Башкортостан………………………5
Социальная дифференциация и бедность в Республике Башкортостан….…..9
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованных источников…………………………………………....29

Работа состоит из  1 файл

Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан.docx

— 128.91 Кб (Скачать документ)

         Наблюдается значительная неравномерность  в социальном развитии российских регионов: в 2010 г. показатели бедности варьировали в пределах 8-36%. В Республике Башкортостан складывается относительно благоприятная ситуация по данному критерию – 17- е место среди регионов ( в 2000 г. – 21 место).

          В соответствии с концепцией  абсолютной бедности, применяемой  в России, за порог бедности  принята величина прожиточного  минимума, рассчитываемая на основе минимальных нормативов потребления. Необходимо подчеркнуть, что подавляющая часть исследователей отмечает заниженный характер данного показателя. Вместе с тем, в определении минимальных стандартов для жизнеобеспечения у населения сформированы достаточно четкие представления. Так, размер прожиточного минимума по опросам населения превышает официальный показатель в 1,8 раз. Граница бедности воспринимается населением, прежде всего, как социальный минимум, а не как граница выживания.

         Концепция относительной бедности , применяемая в европейских странах,  предполагает решение, прежде  всего, проблемы неравенства и  достижения социального согласия в обществе. Объектом измерения является население с доходом ниже уровня, привязанного к среднему доходу. В российских условиях относительную черту бедности экспертами рекомендуется определять исходя из половины среднедушевого дохода. Уровень относительной бедности в республике, определенной по абсолютному критерию. Примечательно, что доля бедных по представлениям респондентов о прожиточном минимуме составляет также трети населения.

         Оценка уровня бедности в разрезе  основных социальных групп населения  осуществляется в мировой статистической  практике на основе бюджетных  обследований домашних хозяйств. Основным показателем, характеризующим благосостояние домохозяйств, являются располагаемые ресурсы, учитывающие наряду с денежным доходом и натуральные поступления от личного подсобного хозяйства.

         Динамика бедности свидетельствует  о более высокой уязвимости  сельского населения и семей  с детьми. Уровень бедности –  доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума – на селе даже с учетом поступлений от личного подсобного хозяйства значительно выше, чем в городе.

          Уровень бедности в городской  и сельской местности(в % от  общей численно-     сти населения соответствующей группы, по кварталам)

                         2010г.                                              2011г.

          Уровень бедности в условиях недостаточно эффективной семейной политике определяется иждивенческой нагрузкой со стороны детей: в многодетных семьях он значительно выше. Особую тревогу вызывает факт, что если бедность домохозяйств без детей снижается. То с детьми – растет. Многодетные домохозяйства с большей вероятностью воспроизводят бедность и дольше остаются в этом состоянии.

          Уровень бедности в домохозяйствах с детьми (в % от числа домохозяйств соответствующей группы, по кварталам)

         Дети отличаются максимальным  риском бедности, увеличивающимся  с ростом их числа в домохозяйстве.  Чаще оказываются в числе бедных  такие категории населения трудоспособного возраста, как учащиеся, студенты, молодые родители. У пенсионеров риск попадания в такую группу бедных сложился на минимальном уровне. Вместе с тем, у получателей пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вероятность попадания в 1,6 – 2,1 раза выше, чем у пенсионеров по старости.

 

 

 

         Уровень бедности в зависимости от возраста (в % от численности населения соответствующей группы, 2010г.)

          Безусловно, особенно остро стоит  проблема детской бедности. Ведь  именно в этот период жизни  складывается основы знаний, умений, возможностей, здоровья. Дети из  бедных семей получают плохое  питание, недостаточное медицинское  обслуживание, ограниченное образование, и это зачастую негативно сказывается на их последующей жизни.

          По данным обследования относительно  высокая доля детей наблюдается  в составе наименее обеспеченных семей. Так, если в группе населения с наименьшими располагаемыми ресурсами дети составили 27%, то в группе населения с наибольшими располагаемыми ресурсами – только 12,5 %.

         Различная иждивенческая нагрузка  на бюджет семьи определяет  существенные отличия в расходах  населения на конечное потребление.  Так, уровень расходов многодетных семей значительно ниже (в 1,5раза), чем в однодетных семьях.

          Вместе с тем, среднедушевые  показатели недостаточно полно  отражают действительное материальное положение семей в зависимости от числа детей. Модальный (наиболее часто встречающийся) показатель может выступать в качестве более адекватной оценки уровня благосостояния, учитывающей неравенство в распределении доходов.

          Расходы на конечное потребление в домохозяйствах с детьми(рублей в месяц на человека, 2010г.)

 

Домохозяйства, имеющие

1 ребенка

2 детей

3 детей

Всего

В том числе:

Расходы на продовольствие

Из них:

Денежные расходы

Стоимость натуральных поступлений

Расходы на непродовольственные товары

Расходы на услуги

11209,4

 

3253,5

 

2619,1

634,4

 

5769,6

 

2186,3

9092,0

 

2809,1

 

2187,5

621,6

 

4377,6

 

1905,3

7704,6

 

2340,7

 

1791,1

549,6

 

4224,9

 

1139,0


 

         При сравнении модального дохода  семей с одним, двумя и тремя  детьми наблюдается еще более значительная разница. Так, модальный уровень располагаемых ресурсов однодетных семей превысил аналогичный показатель семей с двумя детьми во 2 квартале 2011г. В 1,5 раза, семей с 3 детьми – почти в 2 раза.

         К индикаторам, характеризующим  бедность, может быть отнесена  и субъективная оценка материального положения домашних хозяйств. По данным обследования в 2010 г. 1,5 % опрошенных домохозяйств отметили, что их доходов не хватает даже на еду, 16,6 % - затруднительно покупать одежду и оплачивать жилищно – коммунальные услуги (ЖКУ). Соответственно, материальное состояние 18,1 % опрошенных домохозяйств характеризуется как неудовлетворенность базовых первоочередных потребностей. Данный индикатор в сельской местности несколько выше, чем в городской, как и уровень абсолютной бедности: 19,4 против 17,3 %. При этом проблема недостатка средств на питание в сельской местности, благодаря личному подсобному хозяйству менее значима по сравнению с городом.

          Подавляющая часть опрошенных  домохозяйств отмечает финансовые  сложности в приобретении предметов длительного пользования, что можно соотнести с наличием статуса малообеспеченности.

         Оценка материального положения домашних хозяйств (в %)

 

всего

город

село

Все домохозяйства

Не хватает денег даже на еду

Затруднительно покупать одежду и оплачивать ЖКУ

Не могут позволить покупку товаров длительного пользования

Не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры

Средств достаточно, чтобы купить все, что считаю нужным

Затруднились ответить

100

 

1,5

 

 

16,6

 

 

49,2

 

 

30,5

1,2

 

 

1,0

100

 

1,8

 

 

15,5

 

 

48,3

 

 

33,3

0,4

 

 

0,7

100

 

1,1

 

 

18,3

 

 

50,5

 

 

26,2

2,4

 

 

1,5


 

          Косвенным методом оценки бедности  является определении доли расходов  на продукты питания в общих  потребительских расходах: чем выше  доля на питание, тем ниже  уровень материального достатка  той или иной группы домохозяйств.

         В республике, как и в целом по России, доля расходов домохозяйств на продукты питания остается достаточно высокой по сравнению с развитыми странами, где на питание затрачивается лишь 15-20 % всех расходов.

         По данному признаку к бедным в республике может быть отнесено каждое четвертое домохозяйство, расходующее на продукты питания свыше 50 % своих денежных средств.

 

 

 

          Распределение домохозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах

         Представляет интерес субъективный критерий в определении различных уровней жизнеобеспечения, основанной на изучении общественного мнения. Так, на основе опроса рассмотрены представления населения о уровнях денежных средств, необходимых для того, что бы жить удовлетворительно, хорошо и очень хорошо. Исходя из  сложившихся представлений, доходы практически половины населения в 2010 г.не соответствовали уровню, что бы жить удовлетворительно, хорошо и очень хорошо.

         В последние годы значительно усилилась дифференциация по уровню социально-экономического развития не только субъектов  Российской Федерации, но и внутрирегиональных территориальных образований. В Республике Башкортостан проблемы территориальных различий в уровне жизни населения имеют особую остроту, что обусловлено целым рядом социальных и экономических факторов. Относительно большая площадь и численность населения республики так же объективно затрудняют оптимизацию экономического и социального развития на внутрирегиональном уровне. Особо необходимо отметить, что предпосылки неравномерного развития были заложены еще в дореформенный период и являлись во многом следствием иррациональной инвестиционной политики того времени.

          Необходимость реформирования деятельности  органов исполнительной власти предусматривает дифференцированный подход при анализе уровня жизни населения региона. В республике традиционно выделяются 7 подрегионов, характеризующихся не только территориальной, но и определенной социально – экономической целостностью.

         Республика Башкортостан является  одним из ведущих промышленных  и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации и входит в первую десятку субъектов России по ряду основных показателей социально-экономического развития. На протяжении многих лет в каждом подрегионе республике сложилась определенная специализация по видам экономической деятельности.

          Значительная дифференциация в  уровне жизни населения подрегионов предопределяется, прежде всего, уровнем развития промышленного производства. В республике прослеживается явная симметрия развития промышленного производства: в 2010 г.различия по подрегионам составили 15,3 раза. Почти 90% всех основных производственных фондов сосредоточено в Центральном, Южном и Западном подрегионах. В Центральном подрегионе производится 62% всей продукции республике, при этом в г.Уфе – 55,9%. Достаточно высокий уровень производства сложился в Южном подрегионе – 22,4%. Относительно высокий показатель в Уральском подрегионе обеспечивается в основном деятельностью Учалинского горнообогатительного комбината. Северо – восточный и Северный подрегионы, представленные исключительно сельскими районами, характеризуются значительным отрывом от других территорий республике по показателю отгруженной продукции: доля в общереспубликанском производстве составляет лишь 0,3 и 0,4 % соответственно.

         Показатели производственной деятельности(в среднем на душу населения, тыс.руб.в год)

 

Объем отгруженных товаров собственного производства

Инвестиции в основной капитал

Продукция сельского хозяйства

Республика

В т.ч. подрегионы:

Центральный

Южный

Западный

Северо-западный

Уральский

Северо-восточный

Северный 

284,2

 

421,7

247,1

71,4

136,6

133,3

27,5

36,5

34,3(1)

 

49,6

19,2

16,6

14,3

28,6

15,0

14,4

22,1

 

13,3

21,0

33,8

21,0

23,0

40,4

48,3


        (1)   Данные предварительные

         Значимую роль в республике  играет сельское хозяйство, определяя  не только специфику экономики,  но и жизненный уклад значительной  части населения. Наибольшая доля производства производства продукции сельского хозяйства сложилась в Западном подрегионе, наименьшая в Северо – восточном – 5,5 %. Достаточно узкая специализация Северного подрегиона обусловила самый высокий среднедушевой уровень сельскохозяйственного производства.

          Финансовые показатели дают возможность  получения достаточно определенной количественной оценки уровня благосостояния населения.

Финансовые  показатели (на душу в месяц, рублей)

 

Расходы бюджета

Заработная плата

Средняя пенсия

Оборот розничной торговли и оплата услуг

Размер денежного вклада

Республика

В т.ч. подрегионе:

Центральный

Южный

Западный

Северо-западный

Уральский

Северо-восточный

Северный

1173,9

 

 

1254,0

1046,7

1115,9

1112,0

 

1226,7

1251,9

 

1392,1

16377,7

 

 

20928,1

14687,8

13951,9

16246,5

 

14379,9

11721,7

 

10948,9

7114,9

 

 

7470,7

7049,4

6966,3

6899,1

 

6567,1

6355,8

 

6,71,9

14125,9

 

 

24473,4

10238,7

7391,5

9222,7

 

7359,3

4516,9

 

3112,2

14703

 

 

19868

13080

13681

11708

 

9079

5816

 

6016


 

          Возможности территориального выравнивания  во многом определяются бюджетной обеспеченностью. Наибольшими среднедушевыми расходами бюджета характеризуются отсталые в социально-экономическом отношении подрегионы.

         Заработная плата является основным  источником доходов для основной  части населения и поэтому  оказывает значительное влияние  на изменение доходов. В республике традиционно складывается относительно низкий уровень заработной платы. Так, размер среднемесячной начисленной заработной платы по-прежнему не достигает среднероссийского уровня: в 2006г. Он составлял 81,2%, в 2010г.-78,2%. Наблюдается значительный разрыв в уровнях средней заработной платы: максимальный (северный) практически в 2 раза. Выстраивается достаточно определенная иерархия пенсионного обеспечения в зависимости от сложившегося экономического потенциала территории. Различия в пенсии не столь значительны, сколько по заработной плате, вместе с тем, достаточно существенны.

Информация о работе Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан