Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, научная работа

Описание

Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучение методических, инструктивных и нормативных материалов, специальной фундаментальной и периодической литературы.
2. Сбор, систематизация и обобщение первичных материалов о работе предприятия.
3. Дать понятие денежным доходам населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3

Анализ деятельности территориального органа федеральной службы
государственной статистики по Республике Башкортостан………………………5
Социальная дифференциация и бедность в Республике Башкортостан….…..9
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованных источников…………………………………………....29

Работа состоит из  1 файл

Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан.docx

— 128.91 Кб (Скачать документ)

          В системе показателей оценки  уровня жизни одним из основных  являются денежные доходы населения. Как показывает статистическая практика в сложившихся условиях оценка денежных доходов населения является объективно трудной задачей. Это обусловлено, прежде всего, значительным масштабом скрытых, теневых составляющих дохода9главным образом, предпринимательский доход и заработная плата). Также трудной задачей является учет денежных средств, заработанных населением за пределами данного территориального образования.

         Начиная с 2010 г. В рамках  федерального статистического наблюдения  проводится оценка денежных доходов населения в разрезе муниципальных образований на основе налогооблагаемых денежных доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей и социальных трансфертов. Данный показатель включает объем зарегистрированных, полученных населением официальным путем денежных средств на территории муниципального образования. Несмотря на недоучет, оценка денежных доходов населения позволяет получить достаточно сопоставимую характеристику уровня жизни средних слоев населения.

             Оценка денежных доходов населения  (руб. в месяц на душу населения).

        Центральный-14081,7

        Южный-7,036,2

         Северо-западный-6221,4

         Западный-5911,8

         Уральский-5121,4

         Северо-восточный

         Северный-3465,8

 

         Территориальная дифференциация  денежных доходов населения является  не менее значимой проблемой,  чем различия на уровне социально-демографических  групп населения. В наименее  благоприятном положении по доходам  находятся Уральский, Северо – восточный и Северный подрегионы. Необходимо отметить, что уровень благосостояния этих подрегионов определяется в значительной мере и доходами от личного подсобного хозяйства, который в неполный мере учитывается.

         При низкой занятости жители  села вынуждены заниматься личным  подсобным хозяйством. Вместе с  тем, среднедушевой доход на  селе даже с учетом поступлений  от личного подсобного хозяйства,  идущих на непосредственное потребление  и реализацию, ниже на треть по сравнению с уровнем в городе( на 35,7%).

         В сельских подрегионах наблюдается наиболее высокая доля социальных выплат по сравнению с другими подрегионами, что связано, главным образом, с относительно низким абсолютным показателем трудовых доходов. Вместе с тем, отмеченные подрегионы характеризуются более значительным развитием личного подсобногохозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Поголовье КРС в хозяйствах населения (на 1 января 2011г.,голов на 1000 человек)

 

         Жилищные условия населения являются  одним из основных индикаторов  уровня жизни. По площади жилого  помещения, приходящейся в среднем  на одного жителя, в республике  обеспеченность меньше, чем в  РФ и ПФО. 

          В республике сохраняется значительная  межтерриториальная дифференциация по обеспеченности жильем, которая продолжает расти из года в год. Разница между максимальной и минимальной обеспеченностью общей площадью на уровне районов составила 2 раза. Среди городов асимметрия не такая резкая, причем по всем городам индикатор превышает установленную норму. Следует отметить, что подрегионы и территориальные образования с более молодой возрастной структурой населения имеют наименьшую обеспеченность общей жилой площадью.

              

 

 

 

 

         Показатели развития социальной инфраструктуры

   

В % к общей площади жилых помещений

 

Общая площадь жилых помещений, кв.м

на душу населения

водопровод

водоотведение

отопление

газ

республика

в т.ч. подрегионы:

Центральный

Южный

Западный

Северо-западный

Уральский

Северо-восточный

Северный

21,5

 

 

21,3

21,8

22,4

 

21,5

20,2

20,4

 

21,8

67,2

 

 

79,5

74,2

58,5

 

68,3

44,9

37,4

 

22,8

62,1

 

 

77,2

69,3

50,4

 

63,0

41,3

18,5

 

10,7

86,9

 

 

90,0

94,5

91,9

 

87,5

67,1

63,3

 

47,7

86,4

 

 

82,2

94,5

94,7

 

74,5

83,1

79,9

 

67,2


 

         Необходимо отметить, что по благоустроенности  жилищного фонда в заметно  худшем положении по сравнению  со среднереспубликанскими показателями находятся Уральский, Северо-восточный и северный подрегионы. Так, в Северном подрегионе лишь в каждой десятой части жилой площади имеется водоотведение, менее, чем в каждой четвертой – водопровод, а в каждой второй – отопление.

         Особое значение придается уровню  газификации, как для повышения  уровня жизни населения, так  и для экономики. В республике  общая площадь жилых помещений, оборудованной газом, занимает 86,4%. По уровню газификации значительно отстают то городов районы, особенно Аскинский, Белорецкий, Бурзянский, Янаульский, Гафурийский.

         При оценке уровня жизни населения  особое место принадлежит показателям,  характеризующим состояние здоровья  населения и развитие системы  здравоохранения.

         Неравномерность развития социальной  инфраструктуры особенно наглядно  наблюдается по обеспеченности  населения услугами медицинских  учреждений. Средняя   обеспеченности  больничными койками в республике  составила в 2010 г. 8905 ед.на 10тыс.  человек, что практически совпадает  со среднероссийским уровнем, в то время как численность врачей уступает российскому уровню. В целом наблюдается тенденция сокращения численности врачей и количества коек в медучреждениях.

         Как показывает статистическая  практика, социально-демографические  показатели достаточно адекватно характеризуют уровень жизни населения. Подрегионы существенно различаются по численности населения: в Центральном, включающем столичный город-миллионер Уфу, сосредоточено более трети населения республики, в тоже время в Северо-восточном и Северном – только 6%.

         В качестве основных показателей  уровня жизни населения в статистической  практике применяется ожидаемая  продолжительность жизни населения.  Интересным представляется рассмотрение зависимости ОПЖ от одновременного воздействия двух показателей: среднедушевого денежного дохода и коэффициента фондов. Проведенный анализ показал, что изменение ожидаемой продолжительности жизни находится в прямой зависимости от среднедушевых доходов и в обратной от уровня расслоения.

         На уровне муниципальных образований  отмечена статистически значимая  обратная зависимость ряда демографических показателей от уровня доходов: смертность от всех видов болезней, от несчастных случаев, в особенности самоубийств, уровень смертности. Объективно на уровень доходов влияет доля населения младше трудоспособного возраста, т.е. детская иждивенческая нагрузка. Вполне очевидна прямая связь доходов и доли населения трудоспособного возраста.

             

 

 

 

         Возрастная структура населения ( в % ко всему населению)

Подрегионы

Все население

Младше трудоспособного

трудоспособного

Старше трудоспособного

Центральный

Южный

Северо-западный

Западный

Уральский

Северо-восточный

Северный

100

100

100

 

100

100

100

 

100

18,6

19,4

19,4

 

18,5

22,0

21,2

 

20,1

62,8

61,0

59,7

 

59,1

62,3

60,6

 

58,9

18,6

19,6

20,9

 

22,4

15,7

18,2

 

21,0


 

         На уровне подрегионов наблюдается сильная зависимость ОПЖ от денежных доходов. В относительно обеспеченных районах наблюдается более высокая рождаемость и низкая смертность, положительная миграционная активность. В Уральском и Северо-восточном подрегионах, характеризующихся низким уровнем жизни, отмечены благоприятные показатели естественного населения.

         Закономерность становится понятной, если обратить внимание на  возрастную структуру подрегионов: относительно высокая рождаемость обоснована значительной долей населения фертильного возраста. Поэтому определяя зависимость рождаемости от доходов, необходимо учитывать долю населения младше трудоспособного и трудоспособного возрастов.

         Очевидно, высокой долей молодого, а, значит, и более здорового  населения в Северо-восточном  и Уральском подрегионах объясняется относительно низкой смертностью от всех причин. Вместе с тем, в этих районах отмечается высокая смертность от внешних причин из-за высокого уровня убийств и самоубийств. Кроме того, для Уральского подрегиона характерен самый высокий уровень преступности.

          Криминогенная ситуация во многом  предопределяется социальным положением: так, две трети выявленных лиц, совершивших преступление, не имели постоянных источников доходов. Наблюдается прямая достаточно тесная статистическая зависимость между доходными показателями и количеством зарегистрированных преступлений, напротив, находится в обратной статистически значимой зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

 

        Как показал анализ, социальное положение населения в подрегионах определяется прежде всего уровнем развития промышленности, влияние сельскохозяйственного производства не столь значима.

         Значительная дифференциация в  уровне жизни населения подрегионов предопределяется, прежде всего, уровнем развития промышленного производства. В республике прослеживается явная симметрия развития промышленного производства: в 2010 г.различия по подрегионам составили 15,3 раза. Почти 90% всех основных производственных фондов сосредоточено в Центральном, Южном и Западном подрегионах. В Центральном подрегионе производится 62% всей продукции республике, при этом в г.Уфе – 55,9%. Достаточно высокий уровень производства сложился в Южном подрегионе – 22,4%. Относительно высокий показатель в Уральском подрегионе обеспечивается в основном деятельностью Учалинского горнообогатительного комбината. Северо – восточный и Северный подрегионы, представленные исключительно сельскими районами, характеризуются значительным отрывом от других территорий республике по показателю отгруженной продукции: доля в общереспубликанском производстве составляет лишь 0,3 и 0,4 % соответственно.

         Заработная плата является основным  источником доходов для основной  части населения и поэтому  оказывает значительное влияние  на изменение доходов. В республике традиционно складывается относительно низкий уровень заработной платы. Так, размер среднемесячной начисленной заработной платы по-прежнему не достигает среднероссийского уровня: в 2006г. Он составлял 81,2%, в 2010г.-78,2%. Наблюдается значительный разрыв в уровнях средней заработной платы: максимальный (северный) практически в 2 раза. Выстраивается достаточно определенная иерархия пенсионного обеспечения в зависимости от сложившегося экономического потенциала территории. Различия в пенсии не столь значительны, сколько по заработной плате, вместе с тем, достаточно существенны.

         Анализ данной работы показывает  нам на то, что низкие доходы  населения и бедность остаются  одной из самых острых социальных проблем. Основные причины бедности относятся к социально-трудовой сфере, в которой роль государства должна быть очень значимой. Необходимо формирование такого механизма перераспределения, который бы способствовал достижению приемлемых масштабов дифференциации доходов. Следует подчеркнуть, что подавляющая часть населения в современной ситуации – малообеспеченные, которые нуждаются в создании условий для усиления и реализации своего потенциала.

          В этой связи необходимо скоординировать  активное и ответственное участие  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в проведении единой политики  в развитии экономики и общества.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Список использованных источников

 

  1. Балабанов И .Т. Основы финансового менеджмента: Учебное  пособие. – М.:

 

Финансы и статистика, 2002г.

  1. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. – 5 изд. - М.: Перспектива, 2003г.
  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник.- М.: Бек, 2006г.
  3. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003г.
  4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити - дана, 2005г.
  5. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г.Социальная статистика: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2006г.
  6. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
  7. Россия в цифрах: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2009г.
  8. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2009-2010г.
  9. Аналитический доклад «О социально-экономическом положении Республики Башкортостан и состоянии государственных финансов» – 2010г.
  10. Мелкумов Я. С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие.- М.:ИНФРА-М, 2008г.
  11. Гусаров В. М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 2-ое изд.-М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007г.
  12. Адамчук В.В., Ромашов О.В.,Сорокина М.Е.Экономика и социология труда: учебник для вузов – М.: Юнити, 2000г.
  13. Алиев И.М., Горелов Н.А. Политика доходов и заработной платы. Феникс, 2008 г.
  14. Волгин Н.А., Егоров В.К.,Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях Альфа-Пресс, 2006г.
  15. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000г.
  16. Осипов С.Л. Формирование доходов населения. Хабаровск.: ХГТУ, 2000г.
  17. Римашевская Н. М. Население:уровень жизни и здоровье. М.: Юристъ, 2001г.
  18. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика доходов и заработной платы М.: Юристъ, 2000г.
  19. Суриков А. Е. Уровень жизни населения России 1992 - 2002гг. М., 2003.
  20. Е.Г. Ефимова, М.Д. Заславская, И.С. Потапова. Экономическая теория. Ч. 2 Учебное пособие. – М.: ГИНФО, 2002.
  21. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений.-М.,2000г.

Информация о работе Денежные доходы населения и социальная защита в Республике Башкортостан