Деятельность фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть деятельность фонда социального страхования;
- проанализировать бюджет Фонда социального страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Фонда социального страхования ....
1.1. Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения ………………………………………………………………………….
1.2. Состояние социального страхования в России …………………………...
1.3. Организационно правовые основы социального страхования ………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА Фонда социального страхования ………………………………………………………………..
2.1 Бюджет Фонда социального страхования и его структура ………………
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования …………………………………………………………………………………….
2.3 Управление средствами Фонда социального страхования……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Финансы.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования

 

Число страхователей, зарегистрированных в Фонде, по итогам первого квартала 2010 года составило 4,9 миллиона, увеличившись за квартал почти на 63 тысячи. При этом среднесписочная численность застрахованных лиц, напротив, уменьшилась с 59,7 млн. человек до 54,6 млн. человек, или на 8,5%. По предварительным оценкам, это связано либо с сокращением числа работающих по совместительству либо за счет увеличения числа незанятых граждан[6].

Сумма начисленных страховых взносов в первом квартале 2010г. составила 66,4 млрд. руб. или 106,0% к сумме начисленного ЕСН за соответствующий период 2009 года.

Как доходы, так и расходы, Фонда в первом квартале 2010 года возросли:  доходы получены в сумме 99,0 млрд. руб.  - на 7,6% больше, чем в такой же период 2009 года, а расходы составили 112,9 млрд. руб.  - на 11% больше, чем в первом квартале 2009 года.

Определенное влияние на соотношение доходов и расходов бюджета в этом году оказывают страхователи, применяющие специальные налоговые режимы. Для них страховые взносы по общеустановленному тарифу 2,9% введены лишь с 2011г., в то время как пособия по временной нетрудоспособности они рассчитывают уже с этого года по общим правилам (без ограничения пособия максимальным размером).

Всего в первом квартале 2010 года Фондом оплачено 97,2 млн. дней временной нетрудоспособности по 8,1 млн. случаев среди застрахованных лиц. Среднедневной размер пособия составил 453 руб., что на 21% выше этого показателя за 2009 год в целом. На выплату пособий в первом квартале 2010 года Фонд направил 44,0 млрд. руб. (115,4 % к первому кварталу 2009г.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия показал, что из 80 руб. прибавки свыше 55 рублей приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 25 руб. – на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером (в 2009г. такой максимум был установлен в сумме 18 720 руб.в расчете на полный календарный месяц, а с 1 января 2010 года размер пособий определяется из заработка, на который начисляются страховые взносы, то есть из суммы, не превышающей 415 000 руб. в год).

Анализируя различные факторы, можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обошлась бюджету Фонда всего лишь в 6-7% дополнительных расходов, - отметил Сергей Афанасьев. - Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком в размере среднего и выше теперь сняты  экономические барьеры для обращения к врачу за получением своевременной медицинской помощи. При этом по итогам первого квартала мы не ожидаем роста числа больничных листов, по оценкам их число может даже снизиться с 32 млн. планируемых до 30 млн.

Рост произошел и по выплатам пособий, связанных с материнством и детством. В первом квартале 2010 года оплачен отпуск по беременности и родам 238 тысячам женщин, а 259,5 тысяч работающих женщин получили пособия при рождении ребенка. Среднедневной размер пособия по беременности и родам вырос в сравнении в 2009 годом на 16% и составил 460 руб. Расходы на выплату пособий по беременности и родам в первом кв. 2010 г. выросли на 17,4% к первому кварталу 2009 года и составили 15,3 млрд. руб., а на выплату пособий при рождении ребенка сложились в сумме 3,0 млрд. руб.

Пособия по уходу за ребенком до полутора лет выплачены 1,2 млн. застрахованных лиц в среднем размере 5100 руб. в месяц (на 22% больше чем средний размер в 2009 году). Расходы на выплату этих пособий выросли в первом квартале  2010 года на 13 % по сравнению с этим же периодом прошлого года и составили 17,8 млрд. руб. 

На другой вид обязательного социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - всего с начала года (по состоянию на 30 июня 2010г.) поступило 26,2 млрд. руб. страховых взносов, что на 8,1 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В первом квартале 2010 г. Фонд оплатил 1,05 млн. дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, не повлекшими стойкой утраты профессиональной трудоспособности, 10,8 тыс. пострадавших. Расходы на эти цели составили 630,5 млн. рублей (100,3 % к первому кварталу 2009 г.). Кроме того, на обеспечение более 485 тысяч пострадавших направлено 10,2 млрд. рублей (112 % к первому кварталу 2009 г.), из них:

- единовременные страховые выплаты (4,55 тыс. выплат) – 147 млн. рублей;

- ежемесячные  страховые выплаты – 8,8 млрд. рублей;

- оплата дополнительных расходов – 1,24  млрд. рублей.

 

2.3 Управление средствами Фонда социального страхования

 

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно - массовое обслуживание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско - юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско - преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно - тренировочного процесса);

оплату проезда к месту лечения и обратно;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно - курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию[7].

Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.

Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. На наш взгляд, ответственность за регулирование страхования должна быть разделена между федеральными и региональными органами власти.

В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения префицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, №237. – 25 декабря. - 1993.

Информация о работе Деятельность фонда социального страхования