Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Объектом исследования является финансовая система страны.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

Страхование –  специфическая сфера, которая имеет  свои звенья:

1) Социальное  страхование;

2) Личное страхование;

3) Имущественное  страхование;

4) Страхование  ответственности;

5) Страхование  предпринимательских рисков.

Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  

Каждому звену  системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. 

Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными  государственными структурами и  организационно – правовыми формами.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь  в виду, что первичные доходы сферы  финансов частных и государственных  предприятий, а также доходы граждан  создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку  вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (см. Приложение 1):

  • государственных и муниципальных финансов
  • финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.  

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут  характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность  процесса производства товаров и  оказания услуг.

Каждая сфера  финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации  не преследуют цель получения прибыли  и не распределяют полученную прибыль  между учредителями. Финансовые ресурсы  им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.  

Участниками товарного  производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере  субъектов хозяйствования:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы ПБЮЛ.

Сфера финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:

  • финансы государственного бюджета;
  • финансы внебюджетных фондов.

Центральное место  в финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет, имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

Глава II. Основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы

В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

Не смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы  и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре. 

Основным из дискуссионных вопросов является выделение  страхования как самостоятельной  сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы  финансовой системы. Причем структура  этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов  в сфере страхования выделяет два звена:

  • Некоммерческое (государственное страхование);
  • Коммерческое страхование.

Автор Родионова  выделяет 5 звеньев:

  • Социальное страхование;
  • Личное страхование;
  • Имущественное страхование;
  • Страхование ответственности;
  • Страхование предпринимательских рисков.

Автор Галицкая также выделяет 5 звеньев:

  • социальное
  • личное
  • имущественное
  • ответственности
  • предпринимательских рисков

Значит перед  нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

 

Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы  субъектов хозяйствования, хотя можно  увидеть, что интерпретация этого  названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

Автор Романовский  выделяет сферу финансы субъектов  хозяйствования и делит её на:

  • коммерческие предприятие и организации
  • некоммерческие организации
  • финансовые посредники

Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

1)финансы предприятий,  функционирующих на коммерческих  началах

2)финансы учреждений  и организаций, осуществляющих  коммерческую деятельность

3)финансы общественных  объединений

По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:

1) финансы коммерческих организаций

2) финансы некоммерческих организаций

3) финансы ПБОЮЛ

4) финансы домохозяйств

Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:

1) государственных

2) муниципальных

3) частных

4) акционерных

5) арендных

6) общественных

 

Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов  хозяйствования.

Аналогичные расхождения  происходят в сфере государственные  и муниципальные финансы.

По Вавилову в состав этой сферы входят:

  • Федеральные финансы
  • Финансы Субъектов Федерации
  • Местные финансы

Родионова в  составе государственных финансов выделила:

  • Государственный бюджет
  • Внебюджетные фонды
  • Государственный кредит

Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:

  • государственный бюджет
  • внебюджетные фонды
  • государственный кредит
  • фонды страхования
  • фондовый рынок

По системе  Романовского сфера государственные  и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

Для того, чтобы  понять и доказать состав и структуру  финансовой системы РФ необходимо четко  проанализировать роль субъектов в  общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.

Глава III. Характеристика звеньев финансовой системы

Федеральный бюджет является главным  звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет  характеризуется следующими чертами:

  • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
  • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции  бюджета:

  • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение финансовой политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны