Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Доходы федерального бюджета
1.2. Расходы федерального бюджета
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета
ГЛАВА 3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВЫХ ПЛАНАХ СТРАНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный статистический учет и др.
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств массовой информации;
финансовая помощь другим бюджетам;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
2.1. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета.
При расчете объема доходов федерального бюджета учитывались положения одобренных 7 июля 2011 года Правительством Российской Федерации основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и, соответственно, предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической деятельности и вступающие в силу с 1 января 2012 года:
1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:
- на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.), с 1 января 2013 г. – 550 руб., с 1 января 2014 г. – 800 руб.;
- на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.), с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. – 500 руб.;
- на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 июля 2012 г. в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г. – 59 руб., с 1 января 2014 г. – 74 руб.;
- на автомобили легковые: с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с., с мощностью двигателя свыше 112,5 КВт (150 л.с.) – 332 руб. с увеличением против 2013 г. на 3 руб. и 30 руб. соответственно;
- на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3 – 10 066 руб., класса 4 и класса 5 – 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно;
- на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб. за 1 тонну, класса 3 – 5 719 руб., класса 4 и класса 5 – 5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно;
- на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г. в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 751 руб.;
- на прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;
2) установление ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г. на 272 руб.), с 1 января 2013 г. – 582 руб., с 1 января 2014 г. – 622 руб.;
3) установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);
4) зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);
5) снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов;
6) установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть;
7) отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири;
8) введение нового порядка получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти).
В совокупности вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд. рублей или на 0,32% к ВВП, в том числе:
в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам (кроме алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 10,1 млрд. рублей;
в связи с индексацией ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, доходы федерального бюджета увеличатся на 122,7 млрд. рублей;
в результате индексации ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета указанных акцизов в размере 60 процентов увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 56,3 млрд. рублей;
в связи с зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков доходы федерального бюджета увеличатся на 34,1 млрд. рублей;
в результате снижения предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов снижение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 158,8 млрд. рублей;
в связи с установлением ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть доходы федерального бюджета увеличатся на 98,0 млрд. рублей;
в результате отмены льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождении Восточной Сибири увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 35,7 млрд. рублей;
в связи с введением нового порядка получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти), доходы федерального бюджета уменьшатся на 9,2 млрд. рублей.
В связи с внесением вышеуказанных изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации доходы федерального бюджета в 2013 году увеличатся на 255,5 млрд. рублей (0,39% к ВВП), в 2014 году – на 411,7 млрд. рублей (0,57% к ВВП).
Оценка влияния изменений законодательства на прогноз доходов федерального бюджета приведена в приложении № 3 к настоящей пояснительной записке.
Параметры доходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, прогноз поступления доходов по основным главным администраторам доходов, а также прогноз поступления доходов от управления имуществом приведены в приложениях №№ 4, 5 и 6 к настоящей пояснительной записке.
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:
– осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;
- передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
- передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;
- передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;
– индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6 % стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;
– индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 %), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %;
– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;