Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Доходы федерального бюджета
1.2. Расходы федерального бюджета
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета
ГЛАВА 3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВЫХ ПЛАНАХ СТРАНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
– проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
- формирования Федерального дорожного фонда;
- завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);
- реализации новых федеральных целевых программ.
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица №1).
Таблица №1
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.
млрд. рублей | |||||||
| 2011 год * | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
ВСЕГО | 11027,1 | 12656,4 | 114,8 | 13730,6 | 108,5 | 14582,9 | 106,2 |
Условно утвержденные |
|
|
| 343,3 |
| 833,6 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 11027,1 | 12656,4 | 114,8 | 13387,4 | 105,8 | 13749,4 | 102,7 |
в том числе: | |||||||
Общегосударственные вопросы | 844,6 | 832,9 | 98,5999999… | 831 | 99,8 | 814,2 | 98 |
Национальная оборона | 1537,4 | 1853,3 | 120,5 | 2329,4 | 125,7 | 2737,4 | 117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1242,1 | 1822 | 147,4 | 1981,3 | 108,8 | 2072,5 | 104,7 |
Национальная экономика | 1784,9 | 1797,2 | 100,7 | 1720,5 | 95,7 | 1653 | 96,099999… |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 234,1 | 136 | 58,1 | 104,3 | 76,7 | 73,8 | 70,8 |
Охрана окружающей среды | 17,6 | 21,7 | 123,3 | 22,6 | 104,2 | 23,6 | 104,7 |
Образование | 560 | 603,5 | 107,8 | 558,9 | 92,599999… | 499,5 | 89,400000… |
Культура, кинематография | 88 | 86,2 | 98 | 84,59999… | 98,099999… | 82,7 | 97,8 |
Здравоохранение | 503,7 | 551,1 | 109,4 | 503,3 | 91,3 | 461,8 | 91,8 |
Социальная политика | 3135,3 | 3895,9 | 124,3 | 4155,3 | 106,7 | 4163,6 | 100,2 |
Физическая культура и спорт | 44 | 40,8 | 92,8 | 40,3 | 98,7 | 27,7 | 68,8 |
Средства массовой информации | 61,3 | 73,5 | 120 | 70,59999… | 96 | 65,5 | 92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 350,7 | 388,4 | 110,8 | 482,3 | 124,2 | 579,2 | 120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 623,4 | 553,9 | 88,9000000… | 503 | 90,8 | 494,7 | 98,3 |
* разделы приведены в сопоставимом виде.
Одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов является, начавшаяся с 2012 года, особенность планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям в рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Планирование бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ) в случае, если указанные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, осуществляется по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов исходя из основного вида деятельности учреждения с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований, либо по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, по которым планируется предусмотреть наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетному (автономному) учреждению с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований.
По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.
Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.
В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.
Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.
Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.;
- Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
- Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.