Доходы и расходы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.81 Кб (Скачать документ)

В экономическом анализе  нашли применение многие методы, наиболее распространенным из которых является метод сравнения. При использовании  данного метода можно выявить  наиболее узкие места, требующие  особого внимания. Отклонения факта  от плана позволяют говорить о  перевыполнении последнего либо его  недовыполнении.

Можно также сравнивать показатели исследуемого хозяйствующего субъекта с показателями других субъектов  хозяйствования отрасли, в которой  работает предприятие, и увидеть, насколько  оно ликвидно и конкурентно по производству данной продукции или оказанию тех или иных услуг. Сравнение с лучшими показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники позволит предприятию идти в ногу со временем и ни в чем не уступать своим конкурентам.

На основе сравнения различных  финансовых коэффициентов можно  узнать, насколько исследуемое предприятие  в данной отрасли платежеспособно, рентабельно, прибыльно и насколько  оно активно на рынке по отношению к своим конкурентам. Значение сравнительного метода экономического анализа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики повышается, он становится для предприятия жизненно необходимым. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда и использования зарубежного опыта. При изучении деятельности предприятий зарубежных стран должны быть, естественно, учтены неодинаковые социально-экономические условия, а также национальные особенности той или иной страны.

Таким образом, основным инструментом для оценки деятельности хозяйствующего субъекта является финансовый анализ, с помощью которого можно объективно оценить внутренние и внешние  отношения анализируемого объекта, охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а по результатам  оценки принять обоснованные решения.  В настоящее время существует множество различных методик  проведения финансового анализа  предприятия.

Источниками информации являются данные квартальных балансов (форма  № 1), отчетов о прибылях и убытках (форма № 2), приложений к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4, 5), а также  данные первичного учета.

При этом анализируются:

  • структура баланса (активов и пассивов);
  • платежеспособность предприятия (на основе оценки показателей ликвидности);
  • финансовая устойчивость предприятия (запас источников собственного капитала);
  • деловая активность.

Не менее важное значение принадлежит финансовому контролю, который связан с финансовым анализом.

Концепция финансового контроля должна включать следующие блоки:

  • роль и значение финансового контроля;
  • модели и методы финансового контроля, экономика и статистика;
  • интересы различных сторон в финансовом контроле;
  • регулирование финансового контроля;
  • взаимосвязь финансового контроля с другими дисциплинами.

Оценка достоверности  отчетности – одна из основных задач  финансового контроля. Системный  подход к разработке концепции финансового  контроля предполагает предварительное  рассмотрение более общей системы, с которой непосредственно связан и взаимодействует финансовый контроль. Такие системы достаточно подробно описаны применительно к аудиту. В частности, входящее в них информационное звено, обеспечивающее необходимую  для принятия различных управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский  учет, оценка достоверности (ОД), анализ и поддержка принятия решений.

Применительно к финансовому  контролю, такие системы характеризуются  аналогичной структурой и функционированием, но блок ОД здесь охватывает не только аудит, но и муниципальный, внутренний и общественный финансовый контроль.

Блок ОД отражает основное поле деятельности финансового контроля, хотя последний в некоторой степени  охватывает и второй блок (контрольные  функции бухгалтерского учета); в  какой-то мере контрольные функции  имеют место и в других видах  учета. Как должна реализоваться  функция ОД различных видов отчетности в разных организациях, является одной  из основных проблем финансового  контроля. Для предприятий частного сектора блок ОД (оценка достоверности управленческой отчетности) естественно реализовать через внутренний контроль, а точнее, – через внутренний аудит.

Деление контроля на внутренний и внешний осуществляется по отношению к проверяемой организации и обычно не вызывает затруднений. Например, контроль со стороны руководства холдинга является внешним по отношению к дочерней компании, но внутренним, когда холдинг проверяется независимой аудиторской компанией. Внешний и внутренний финансовый контроль дополняют друг друга, в то же время существенно различаясь, а деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку идентичны как исходная информация, так и методы ее проверки и анализа. Чем выше качество внутреннего контроля, тем меньше затраты на внешний контроль.

Блок ОДБО (оценка достоверности  бухгалтерской отчетности) обычно реализуется  через внутренний контроль и внешний  аудит (последний может отсутствовать, если аудит не является обязательным). К блоку ОДНО (оценка достоверности  налоговой отчетности) имеют отношение  внутренний контроль, внешний аудит  и контроль со стороны налоговых  органов, однако если первых двух видов  контроля нередко может и не быть, то третий применительно к налоговой  отчетности присутствует всегда.

После оценки достоверности  управленческая, бухгалтерская или  налоговая отчетность в общем  случае подвергается анализу, затем  используется для поддержки принятия решений (например, посредством проработки нескольких возможных сценариев  развития экономической системы). Конечно, во многих случаях (в первую очередь, это относится к предприятиям сферы малого бизнеса) блоки ОД, анализа  и поддержки принятия решений  могут отсутствовать (если частное  предприятие не является субъектом  обязательного аудита, то решения  обычно принимаются на основании  бухгалтерской отчетности, не прошедшей  проверку ее достоверности). И все же основные сопутствующие услуги для специалистов финансового контроля сосредоточены в блоках анализа и поддержки принятия решений. В анализе отчетности сильны позиции внутреннего аудита, аудиторских организаций, органов ГФК и налоговых органов. Позиции консалтинговых фирм, системных интеграторов (так называемых ИТ-компаний) могут быть сильнее в методологическом плане, но, как правило, слабее в информационном плане.

Для финансового контроля, как инфраструктурного сектора  экономики, также возникает проблема построения системы показателей, характеризующих  его экономическое состояние, сбора  необходимых для их исчисления исходных данных и анализа результатов  исчисления этих показателей. Создание экономики финансового контроля следует начинать с разработки системы  показателей, способной, во-первых, достаточно полно характеризовать состояние  сектора и динамику его развития, во-вторых, облегчить решение конкретных злободневных задач и, в-третьих, обеспечить более или менее простое и  достоверное получение таких  показателей. Поэтому ясно, что в  число таких показателей должны войти среднегодовая численность  занятых, годовая выручка и аналогичные  ей показатели финансового контроля (внутренний контроль и ГФК, в отличие  от аудита, не оперируют понятием «выручка»), объем услуг (прямых и сопутствующих), затраты, наличие и квалификация специалистов, показатели эффективности  и т.д.

 

2.2 Методы управления доходами

Методы управления доходами (также известные как управление прибылью или ценообразование в  реальном времени) представляют собой  оптимизационную модель, основанную на прогнозировании спроса для рыночных микросегментов.

Управление доходами –  экономическая техника, нацеленная на определение наилучшей ценовой  политики для оптимизации дохода предприятия на основе определения  поведения спроса. Предприятия, на которых  в первую очередь применяется  этот метод, имеют следующие общие  черты:

  • «скоропортящиеся запасы» (то есть услуги или продукция, чья стоимость обнуляется после даты производства; примером могут служить все незанятые места в самолете или пустующие номера в гостинице, которые имеют нулевую чистую стоимость; это называется нулевым оборотом фондов);варьирующийся спрос и фиксированные производственные мощности (спрос колеблется, иногда выше, иногда ниже имеющихся мощностей; сами мощности ограничены);
  • продажи путем предварительного бронирования (продажа запасов или производственных мощностей за некоторое время до настоящей даты производства услуг);
  • сложная структура ценообразования (поскольку спрос и цена гибко изменяется в соответствии с различными факторами, практикуется дифференцированное ценообразование: при снижении цены дополнительная прибыль генерируется привлечением сегмента клиентов, наиболее чувствительных к изменению цены; установление определенных ограничений на цены и квот продаж по показателю сегмент/цена поможет ограничить снижение доли клиентов, чья чувствительность к изменению цены наименьшая),
  • очень низкие переменные затраты на единицу производимой продукции или услуг (в зависимости от конкретного сектора, этот показатель колеблется от 0 до 20% от всех затрат).

Метод управления доходами максимизирует два источника  доходов: объем и цена на единицу  производимых услуг. Оптимизация цены – основа метода управления доходами – менять цены в зависимости от спроса.

Эффективная цена – та цена, которая отвечает как интересам  продавца, так и интересам покупателя. Когда речь идет о предприятии, уже  работающем на рынке, для него не стоит  задача расчета цены, его менеджмент скорее решает вопросы оптимизации  ценовой политики, повышения доходов. Но каждая новая фирма неизбежно  задается вопросом, какую же цену нужно  устанавливать. Расчетных методов  известно немного. К аналоговым методам  относятся методы низких и высоких  цен.

Метод низких цен предполагает, что предприятие отслеживает  ценовую политику конкурентов и  опирается на нее при выборе своей  стратегии выхода на рынок. При этом оно устанавливает цены ниже, чем  у конкурентов. Этот метод действует  в условиях эластичного спроса на товары или услуги. Рынки с эластичным спросом отличаются тем, что даже небольшое изменение цены вызывает существенное изменение спроса. Если спрос эластичен, то, снизив цену, фирма  сумеет получить дополнительный доход  от увеличения оборота. Если спрос не эластичен, наблюдается обратный процесс: снижение цены ведет к падению  общих доходов.

 Метод высоких цен  – противоположный предыдущему,  он заключается в установлении  более высоких цен, чем у  основных конкурентов. При этом  решившаяся на это фирма в  своей рекламной политике неизменно  подчеркивает свои эксклюзивные  преимущества. А поскольку качество  в представлении потребителя  прочно ассоциируется с ценой,  то такая тактика имеет шансы  на успех. В то же время  эта политика ограничена в  применении, так как потребитель  не всегда считает, что высокие  цены оправданы. Сравнивая завышенные  цены с предложениями других  фирм аналогичного класса, клиент, скорее всего, предпочтет не  переплачивать.

Метод управления доходами путем установки высоких или  низких цен можно назвать стихийным. Вряд ли его можно квалифицировать  как эффективный: он не позволяет  получить максимальный доход, так как  действует в ограниченных рамках. Тем не менее, этот метод – самый распространенный: его применяют абсолютно все участники рынка.

Метод тарифных планов, по сравнению  с методом высоких низких цен, представляет собой более совершенный  механизм управления доходами. Можно  сказать, что умение предложить один и тот же продукт различным  клиентским группам по различной  цене является основным принципом метода. Если фирма применяет несколько  тарифных планов, охватывающих параллельно  большое число клиентских категорий, это дает ей возможность совершить  большее количество продаж по разным ценам, и, соответственно, получить больший  совокупный доход. Каждый тарифный план предполагает не только собственные  условия применения, но и четкое предназначение для определенной клиентской группы. Выработке тарифного плана  предшествует процесс сегментации  клиентской базы – этот прием использует большинство участников рынка.

Кроме указанных техник к  методам управления доходами также  относятся групповое квотирование и оптимизация групп.

В финансовом выражении применение метода управления доходами имеет следующий  результат: при неизменных окружающих условиях систематическое использование  метода управления доходами может повысить оборот в среднем на 7%, что может  вызвать очень существенное увеличение объема доходов.

 

2.3 Методы управления расходами

Управление затратами  в сочетании с контролем цен  и объемов продаж позволяет достичь  большего эффекта, чем управление ценами и объемами продаж при простом  контроле затрат. А в условиях ограниченного  спроса или высококонкурентного рынка вопрос управления затратами становится жизненно важным.

Информация о работе Доходы и расходы организации