Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами.
Практически все руководители предприятий используют какую-нибудь «особенную» систему управления затратами (СУЗ), дающую некий результат. Но мало кто может четко сказать, из каких элементов состоит эта система, как работает, а главное, как она связана с показателями прибыли и рентабельности конкретной компании. Чаще всего под СУЗ на предприятии подразумевают контроль всех расходов и максимальное их ограничение.
Управлять конкретными затратами напрямую затруднительно, так как просчитать все последствия изменений (особенно если речь идет о расходах крупной организации) зачастую бывает сложно. Этот процесс протекает гораздо эффективнее, когда в качестве объекта управления выступает комплексная система, в которой учтены все взаимосвязи, определяемые спецификой деятельности предприятия. Правила функционирования СУЗ и состав ее элементов зависят от правильной формулировки цели, которая определяется через понимание управления затратами как отдельной бизнес-функции.
Предприятие сталкивается с проблемами привязки понесенных затрат к конкретному изделию (услуге); скрытых (неявных) расходов; перенесения инвестиционных издержек на продукцию и т. п. Данные вопросы решаются путем разработки принципов калькулирования себестоимости продукции и построения продуманной системы внутреннего контроля.
Второй этап процесса управления
затратами выражен связан с определением
структуры и суммы затрат с
учетом ограниченных финансовых возможностей.
Эффективным решением чаще всего
является применение научной организации
труда и обоснованных подходов к
нормированию (разработанных с
На третьем этапе управления затратами следует определить ответственных сотрудников за расходы. Решение данной проблемы лежит в сфере контроля ключевых точек бизнес-процесса производства. Грамотное описание мест возникновения затрат (МВЗ) и назначение уполномоченных лиц, обладающих достаточными знаниями, позволит, исключив фактор «перераспределения» ответственности, корректно оценивать работу отдельных сотрудников и целых подразделений.
Традиционная система
контроля основана на целевых показателях
по объемам затрат: при достижении
заданных значений сотрудника (отдел)
поощряют, при отклонении – штрафуют.
Это приводит к тому, что вместо
производства необходимого количества
продукции с оптимальным
Серьезная проработка вопроса
об участии персонала в
Итак, основная цель построения СУЗ не сводится к ограничению и контролю расходов – она заключается в оптимизации затрат для получения предприятием заданного результата.
Эта задача и определяет основные блоки системы:
Связать данные элементы в единое целое можно определив принципы их взаимодействия и написав регламент функционирования СУЗ.
Таким образом, первоначальная
задача контроля и ограничения затрат
оказалась верхушкой айсберга, скрывающей
пласт проблем, связанных с повышением
эффективности предприятия
Успешное решение задачи
зависит от того, осознает ли руководство
предприятия необходимость
Качество выполнения основных бизнес-функций определяет положение компании на рынке и ее финансовую устойчивость. Каждая бизнес-функция генерирует определенную сумму затрат, связанных или не связанных с продуктом. В результате осуществления производственной деятельности продукт приобретает некую ценность (добавленную стоимость) для потребителя (рынка) в настоящем или будущем. Любая СУЗ отталкивается от описания и анализа качеств продукта. Данное описание должно учитывать жизненный цикл продукта, потребности в его замене и модернизации. Поэтому необходимо рассматривать не только существующие потребительские качества, но и те, что, возможно, окажутся востребованы в будущем. Все свойства продукта должны быть оценены с точки зрения необходимых для его выпуска затрат. Составленное таким образом описание является базой для применения самых современных методик управления.
Определив потребительские качества продукта, можно переходить к описанию и анализу бизнес-процессов, непосредственно связанных с производственным циклом.
Основные функции предприятия
образуют цепочку, начинающуюся с разработки
и заканчивающуюся
Рассмотрение затрат целесообразно
производить в поэлементной разбивке:
таким образом легче
Начальным этапом построения СУЗ является комплексное изучение текущего состояния предприятия. Сначала рассматриваются издержки, непосредственно определяющие стоимость выведенных на рынок продуктов. Для анализа и разработки планов в обязательном порядке должен использоваться метод начисления, основанный на описании продукта. Это позволит в дальнейшем избежать распространенных ошибок, связанных с заблуждением, согласно которому контроль над расходуемыми денежными средствами равносилен контролю над самими затратами. Для оценки реальной суммы издержек в любом случае необходимо отслеживать затраты в незавершенном производстве, объемы складских запасов и сумму кредиторской задолженности. Описание продукта позволяет спрогнозировать размер затрат и установить аналитические параметры для контроля за фактическим уровнем производственных расходов.
Затем определяются сумма и состав общепроизводственных затрат. В краткосрочной перспективе они могут быть сокращены без ущерба для текущей деятельности предприятия, однако основаниями для этого должны служить только серьезные проблемы с платежеспособностью.
В последнюю очередь, как правило, рассматриваются сумма и состав затрат, связанных с потребностями управления процессами и непроизводительными (вынужденными) расходами. Данный вид издержек сложнее всего нормировать, но именно они представляют собой основной резерв для сокращения затрат.
На основе всестороннего
анализа выстраивается СУЗ в
составе вышеперечисленных
2.4 Бюджетирование как основа управления доходами и расходами
Бюджет – это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях, для предприятия в целом или его подразделения (бюджетной единицы) на определенный промежуток времени. Основной целью системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью предприятия и его структурных подразделений посредством планирования, контроля статьей доходов и расходов и анализа финансово-экономических показателей.
Задачами системы бюджетирования являются:
1) Планирование (посредством определенных, заранее утвержденных процедур, система бюджетирования позволяет планировать деятельность предприятия в рамках горизонта бюджетирования);
2) Координация (система бюджетирования консолидирует бюджеты структурных единиц в бюджет предприятия, и координирует оперативную деятельность предприятия);
3) Авторизация (система бюджетирования наделяет руководителей структурных единиц, подразделений и руководителей аппарата управления предприятия, а так же определенных руководителей правами и обязанностями, которые позволяют им осуществлять руководство процессом составления и утверждения бюджетов предприятия);
4) Оценка деятельности (система бюджетирования, на основании результатов выполнения бюджета, определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей предприятия);
5) Мотивация (система
6) Анализ исполнения
и контроль (анализ исполнения
в рамках системы
Субъектами системы
Система бюджетирования предприятия основывается на следующих основных принципах:
Начальное звено в бюджетном управлении – бюджет доходов и расходов. В оперативном учете бюджет денежных средств при тех же организационных и методологических проблемах его формирования, объемах обработки первичных документов является малоинформативным. В то же время внедрение технологии бюджетирования доходов и расходов позволит поставить под контроль не только прибыль предприятия, но и финансовые потоки. В зависимости от приоритетов аналитической детализации могут быть подвергнуты отдельные статьи доходов и расходов путем выделения их в самостоятельные или составляющие бюджеты.