Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:25, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно показателями дохода, прибыли и рентабельности характеризуется результативность деятельности предприятия в финансовом смысле. Доход, прибыль и рентабельность как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период, а доходы выступают в качестве основного оценочного показателя деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Доход как основной оценочный показатель……………………..………….5
2.Распределение и использование прибыли………………………..................10
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды………………….…………10
1.2 Особенности распределения и использования прибыли ………….……..16
1.3 Факторы роста и планирование прибыли……………………....………....18
1. Пути повышения рентабельности на предприятии………………………..23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………...…………...27
Таким образом, в отчетности чистую прибыль можно видеть только в отчете о прибылях и убытках; в балансе эта прибыль уже распределена по различным направлениям использования, т. е. она «размыта» по различным фондам и резервам, а в явном виде присутствует лишь один ее компонент, возможно и не самый главный по удельному весу,— нераспределенная прибыль. [1 с 301-303]
2.2 Особенности распределения и использования прибыли
Объектом распределения
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
- прибыль,
получаемая предприятием в
- прибыль
для государства поступает в
соответствующие бюджеты в
- величина
прибыли предприятия,
- прибыль,
остающаяся в распоряжении
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение прибыли (чистой) - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастет.
В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая — характеризует долю прибыли, используемой на потребление.
Нераспределенная прибыль в широком смысле — как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Экономическую целесообразность функционирования
предприятия и результативность
его производственно-хозяйствен
Экономический анализ - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования.
В задачи анализа финансовых результатов входят:
- оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
- изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;
- выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
- анализ показателей рентабельности;
- выявление и оценка резервного роста прибыли, способов их мобилизации.
Следующая стадия - планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа.
Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема; потребителей предприятия в его развитии.[7 с 18 - 29]
2.3 Факторы роста и планирование прибыли
Очевидно, что управление
прибылью подразумевает такие
В рамках решения первой задачи — повышение доходов — должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.[8 с 23 - 31]
Вторая задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.
Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов.
Прибыль от реализации продукции работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширения производства.
Прибыль предприятия растет высокими темпами, главным образом за счет роста цен. Среднемесячные темпы ее прироста, которые превышали темпы роста цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит: в снижении себестоимости, в части материальных затрат.
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.
Виды показателей
Рентабельность продукции
Rпрод. = ------------------------------
Затраты на производство и реализацию
Рентабельность производственны
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении.
Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продажи на 1 тенге вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается, как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.
Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:
Ρ = ------------------------------
Ср.год.ст-сть ОПФ + ст-сть оборотных средств
[9 с 116 - 118]
Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства.
Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предприятия (корпорации) во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.
Прибыль является сложной экономической категорией и во внешнем проявлении имеет признаки превращенной формы.
Как экономическая категория
Прибыль как источник денежных средств опосредует таким образом все стадии процесса воспроизводства - от стадии производства до стадии потребления.
Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В качестве первой функции прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов предприятий, а осуществление принципа самофинансирования зависит от величины получаемой прибыли, так как доля прибыли, остающейся распоряжении предприятия, должна быть достаточной для финансирования определенных мероприятий. Можно выделить и третью функцию прибыли как основного источника доходов государства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности предприятий.[10 с 211 - 215]
Предпринимательская прибыль представляет
собой часть прибыли
Величина прибыли организации (предприятия) зависит во многом от технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т.д.
Основные показатели дохода:
а) балансовая (валовая) прибыль, которая представляет coбой разницу между совокупной выручкой (доходом) и совокупными затратами организации (предприятия);
б) бухгалтерская прибыль - разница между выручкой организации и суммой внешних издержек;
в) экономическая прибыль, т.е. общая величина выручки организации за вычетом внешних и внутренних издержек;
г) чистая прибыль - разница между выручкой организации (предприятия) и экономическими издержками (явными и невными);
Информация о работе Доходы как основной оценочный показатель